Гусеничный транспорт представляется нам пусть и вездеходным, но очень уж медленным. В отличие от транспорта колёсного. А уж сочетание "гусеницы, вода и высокая скорость" кажется и вовсе абсурдным. Однако американцы доказали, что мы заблуждаемся и гусеничный аппарат может быть быстрым на любой поверхности.
Многие образцы гусеничной бронетехники умеют плавать.
И обычно для передвижения по воде им не требуются винты или водомёты – хватает простого перематывания гусениц. Загребают они понемногу водичку и дают тягу. Только вот скорость плавания при этом оказывается весьма и весьма небольшой. Но с этим недостатком создатели всяческих БМП и лёгких танков мирятся – зато конструкция проще. Ну а когда мириться с низкой скоростью нельзя – ставят водомёты.
Создатели гражданских автомобилей-амфибий, особенно рассчитанных на богатых покупателей, также не пытаются заставить их (амфибии) плавать за счёт вращения колёс. Винты и водомёты у этого типа техники – обычное дело.
Такое разделение между амфибиями — сравнительно простыми, но медленными, и быстрыми, но, увы, сложными — соблюдалось неукоснительно, пока на сцену технического прогресса не вышли братья Кен и Род Вернике (Ken, Rod Wernicke), бывшие инженеры Bell Helicopter.
На этих кадрах видно, что амфибия мало погружается в воду, а гусеницы "скребут" едва ли не по самой её поверхности, поднимая тучи брызг своими развитыми грунтозацепами (кадры с сайта fasttrackamphibian.com). |
Увы, сайт компании не балует подробным описанием аппарата, который построили два инженера. Но общий принцип его работы понятен. Если обеспечить правильное положение гусениц (они должны быть погружены в воду очень не глубоко), да если подобрать трансмиссию "танка" таким образом, что на воде можно будет вращать гусеницы намного быстрее, чем на земле, то получится уже не "танк", а самый что ни на есть глиссер. Словно водомерка он сможет бегать по воде, едва ли не взлетая на своих гусеницах над волнами.
Живое доказательство этой идеи ездит и плавает в США. Экспериментальный аппарат FastTrack 1 оснащён 148-сильным мотором от снегохода (потому, кстати, на ходу нещадно рокочет и трещит). Он развивает 89 километров в час на суше и 63 км/ч на воде, что, согласитесь, для гусеничной машины очень и очень неплохо. Широкий диапазон скоростей вращения гусениц этой диковинной машине обеспечивает бесступенчатый вариатор.
Полный вес FastTrack 1 составляет 1,13 тонны. Длина 5 метров (фото с сайта fasttrackamphibian.com). |
На этой странице вы найдёте богатый набор роликов, показывающих испытания необычной машины в разных условиях. Среди них – яркий момент, когда FastTrack 1 съезжает с дороги в воду на 65 километрах в час и без запинки уносится вдаль по водной глади.
Вы можете, конечно, сказать, что пока машина пуста, она, наверное уж, сможет столь быстро бегать, а вот заполненная пассажирами и грузом превратится в неуклюжего бегемота. Однако испытания показали, что даже с шестью пассажирами FastTrack 1 развивает на воде 43 километра в час – как небольшая моторная лодка (кстати, номинально в аппарате 4 места).
Повороты как на суше, так и на воде амфибия выполняет на манер танка: путём изменения скоростей раздельно правой и левой гусениц, вплоть до вращения их в противоположные стороны (кадры с сайта fasttrackamphibian.com). |
Надо также добавить, что по песку, траве, гравию, асфальту, снегу и воде машина эта несётся достаточно плавно, так как катки гусениц оснащены пневматической подвеской, к тому же – регулируемой. Дорожный просвет аппарата меняется от 50 до 264 миллиметров, и это один из секретов высокой скорости на воде: там гусеницы подтягиваются ближе к днищу.
Позже в этом году американские новаторы намерены поставить на свою амфибию двигатель от Chevrolet Corvette с табуном из 350 лошадиных голов, чтобы попробовать поставить рекорд скорости на воде для амфибий. Расчёты показали, что уже с 250-сильным мотором такой аппарат сможет развивать на воде 96 километров в час, а на суше – все 130. Правда, с дальнейшим подъёмом мощности рост максимальной скорости будет далеко не линейным, а куда более скромным.
Испытания и доводка аппарата продолжаются несколько лет, теперь компания намерена заняться серийным выпуском амфибии (фото с сайта gizmag.com). |
В дальнейшем 4-местный аппарат Вернике намерены масштабировать в меньшую и большую стороны, создав две аналогичные модели: более лёгкую персональную амфибию, рассчитанную на одного или двоих, а также тяжёлый вариант FastTrack на 12 человек. Последний должен быть оснащён 600-сильным мотором.
И если первые две модели (на 4-х и 2-х наездников) предназначены для туристов, охотников, рыболовов и любителей активного отдыха на воде, то 12-местный монстр, в первую очередь, нацелен на спасательные службы, которые оказывают помощь пострадавшим при наводнениях и ураганах.
Возможность съехать с суши на воду на высокой скорости и без остановки, и также быстро выехать обратно одно из преимуществ новой амфибии (кадры с сайта fasttrackamphibian.com). |
Первые же штучные экземпляры, собранные руками самих инженеров (и их сыновей), Вернике готовы продать приблизительно по $250 тысяч.
Десятки тысяч долларов за серийный вариант FastTrack не назовешь "народной" ценой. Но американцы полагают, что мировой рынок таких машин насчитывает миллион штук в год. Заблуждаются ли тут хозяева FastTrack? Или же они рассчитали всё так же верно, как работу быстрых гусениц? В любом случае поклонников у нового аппарата найдётся немало.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru