Год назад инженеры представили аэрокосмическому агентству США чуть не десятки концепций космического корабля нового поколения: с крыльями и без, многоразовых полностью или частично. Теперь между собой соперничают всего два проекта.
Ранее американская космическая отрасль буквально фонтанировала идеями.
Экспериментальные "иксы" и "стары" (то есть звёзды) даже строились подробности можно найти (здесь.
Но теперь стало ясно: полностью многоразовых систем, самолётов-разгонщиков и космических аппаратов, способных стартовать с обычных аэродромов, США строить в ближайшие десятилетия не будут.
NASA уже летом 2004 года в своём конкурсе на орбитальный самолёт нового поколения (Orbital Space Plane OSP) должно остановить выбор на машине одной из двух команд.
Вообще-то, в связи с новыми космическими планами Буша аббревиатура нового корабля должна писаться, как CEV (Crew Exploration Vehicle).
Его должны построить и к 2008 году, а в 2014-м провести первую пилотируемую миссию.
| ||
Так или иначе, в создании орбитальных самолётов Boeing соперничает с кооперативом во главе с Lockheed Martin, куда входят также Northrop Grumman и Orbital Sciences.
OSP от Lockheed Martin это крылатая капсула на четырёх человек.
Она достаточно лёгкая, чтобы стартовать в космос при помощи ракет-носителей среднего класса, причём без использования твердотопливных ускорителей.
По размерам новый корабль будет впятеро меньше шаттла.
С челноком состыкован сервисный модуль с топливом и небольшими ракетными двигателями. Его задача маневрирование и стыковка с космической станцией.
В перспективе замена этого модуля на более крупный, что позволит в том же челноке совершать и более дальние рейсы.
Может быть, эту машину используют как один из составных элементов проекта высадки на Луну.
| ||
Маленькое отступление. В мае 2003 года американцы возвращались с МКС на "Союзе". У спускаемого аппарата отказала система управления.
Капсула хаотично вращалась, спуск шёл по баллистической траектории, а перегрузки составили 8 единиц.
Но хотя "Союз" и промахнулся на полтысячи километров от запланированной точки посадки, он благополучно доставил людей домой.
Эта демонстрация надёжности парашютной схемы произвела впечатление на американцев.
Итак, логика подсказывает надо выбрать для спуска парашют. Но в числе требований NASA к новому челноку есть доставка заболевшего астронавта с орбиты в крупный госпиталь США не более чем за сутки.
| ||
Поэтому инженеры Lockheed Martin решили вывести гибрид шаттла и Союза.
С помощью крошечных крылышек новая машина получит возможность широкого манёвра в верхних слоях атмосферы.
Но площади этих крыльев будет недостаточно для аэродромной посадки в конце путешествия капсула выпустит традиционные парашюты.
А что же Boeing? Его предварительный проект OSP в общих чертах сильно напоминает машину конкурентов.
Но, как уверяют эксперты, компания ещё не готова окончательно объявить выберет ли она крылатый челнок, садящийся на аэродром, или всё же сверхнадёжную бескрылую капсулу типа "Союза" или Apollo.
Корабль-гибрид в этом плане выглядит настоящим козырем в борьбе за симпатии NASA. Потому мы бы поставили именно на Lockheed Martin. А вы?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru