Мэр столицы решил пересадить москвичей на маленькие автомобильчики, "машины для двоих", пообещав даже от налогов владельцев освободить. Можно предположить, что московскую инициативу подхватят и другие градоначальники.
В интервью "Комсомольской правде" мэр Москвы заявил, что насыщенность столицы автомобилями приблизилась к трём миллионам, и это слишком много. Автомобили "для двоих" помогли бы сильно разгрузить городские дороги.
Мини и микроавтомобили идея очень давняя.
Соответствующая ниша на автомобильном рынке была всегда, а значит, были и желающие её заполнить.
В Сети обнаружился довольно оригинальный "Музей микромобилей" Microcar Museum.
В нём представлена масса всевозможных маленьких средств передвижения, созданных в минувшем веке, хотя больше всего экспонатов относится к началу-середине 1950-х годов.
Видимо, это связано с плачевным состоянием европейской промышленности и экономики в послевоенные годы. "Нормальные" автомобили себе могли позволить далеко не все, так что высокий спрос на микромашины был неизбежен.
Velocar первоначально представлял собой вариацию на тему велосипеда. Потом уже появились двигатели (фото с сайта Microcarmuseum.com). |
Но началось всё гораздо раньше. Самый "древний" экспонат Microcar Museum Velocar Camionette 1935 года выпуска представляет собой нечто среднее между велосипедом и автомобилем.
Недолго после Первой мировой войны, инженер Шарль Моше (Charles Mochet) поддался на уговоры своей супруги, и снова взялся изобретать велосипед.
Дело в том, что их сын катался на самом обычном, двухколёсном велосипеде, и, естественно, частенько падал с него. Ободранные колени и о ужас запачканная одежда буквально не давали любящей матери спать, и она непрестанно умоляла мужа "сделать хоть что-нибудь".
Этим что-нибудь стал четырёхколёсный "велосипед", с которого свалиться могли только особо одарённые. Ездок давил на педали, упираясь пятой точкой в спинку сидения, что значительно экономило его физические усилия и повышало скорость, так что и болячки на коленях исчезли, и угнаться за сыном Моше уже никто не мог.
Впоследствии Моше развил идею, сделав "экипаж" двойным один давит на педали, другой держит руль. Как раз тогда появилось название "Velocar".
Производство и продажа "велокаров" пошли с размахом. Тот факт, что только модель Velocar Camionette выпускалась двенадцать лет с 1926 по 1938 годы, говорит сам за себя. Особой популярностью "велокары" пользовались у семей ослепших ветеранов Первой мировой, поскольку слепец мог крутить педали, а его зрячая супруга управлять машиной.
Уже перед самой Второй мировой войной в конструкцию Velocar стали встраивать двигатели. Представленный экспонат Velocar Camionette (motorisee) весит около ста килограммов во многом благодаря примитивному одноцилиндровому мотору мощностью в две лошадиные силы.
Размеры "велокара", кстати, были не слишком велики: 2400 мм в длину и 1300 мм в ширину. Самое место в музее микромобилей.
"Велокары", кстати, выпускались до конца сороковых годов, причём последние модели педального привода лишились. Остался только мотор.
Следующим по "старшинству" идёт... электромобиль марки Peugeot 1942 года. В это время, как известно, Франция была оккупирована Германией, и французская промышленность вынуждена была работать на нужды немецкой армии. Заводы компании Peugeot сей печальной участи не избегли, однако кое-какие "секретные" проекты благополучно воплотились в жизнь.
Peugeot Voiture Legere de Ville французский электромобиль 1942 года производства (фото с сайта Microcarmuseum.com). |
Peugeot Voiture Legere de Ville (лёгкая городская машина) работал на электродвигателе, который питался от четырёх 12-вольтовых аккумуляторов. Для города этот чрезвычайно воинственный на вид трёхколёсный жук, может быть, и подходил, однако за пределы цивилизации на нём лучше было не выезжать: батарей хватало лишь на 80 километров. Длина авто составляла 2 670 мм, ширина 1 210 мм. Вес действительно невеликий: 348 килограммов.
Весьма интересным образцом микроавтомобильной мысли стала сборно-разборная одноместная машинка, разработанная лётчиками Клодом Драйем (Claud Dry) и Дейлом Оркаттом (Dale Orcutt) King Midget.
Первый King Midget, а вернее, его точная копия. Продавался в разобранном виде (фото с сайта Microcarmuseum.com). |
Как видно на картинке, сложностью конструкции King Midget Mk I, мягко говоря, не отличался. Продавалось это всё за $270 в разобранном виде, как нынешние шкафы Ikea. Как говорится, собирай и катись.
Следующая машина, выпущенная в 1951 году под маркой King Midget, уже куда больше напоминала обычный автомобиль. Даже походила на джип, хотя и была куда меньшего размера 2 400 мм в длину и 1 200 мм в ширину. Можно сказать, стандарт для микромобиля. Бензиновый двигатель выжимал 9,5 лошадиных сил.
Второй King Midget выглядел намного солиднее (фото с сайта Microcarmuseum.com). |
В 1966 году Оркатт и Драй продали своё предприятие, однако выпуск King Midget (всего их было три серии) продолжался до 1970 года.
К 2001 году, вдоволь нагулявшись по рукам, права на название Midget Motors (под которым работали Оркатт и Драй), попали в руки некоему Майку Бибу (Mike Beebe), который объявил о намерении однажды построить четвёртую модель King Midget.
А вообще у King Midget, которую называют одной из самых оригинальных минимашин всех времён и народов, имеется целый фан-клуб, где история King Midget и других машин, выпущенных компанией Midget Motors, изложена весьма подробно.
Аналогичный клуб имеется и у автомобилей марки Messerschmitt.
Название знакомое? Правильно, немецкие самолёты Второй мировой войны.
| ||
Неудивительно, что победители Второй мировой войны наложили полный запрет на производство самолётов в Германии, и корпорация Messerschmitt едва не сгинула.
Но именно автомобили причём автомобили совсем маленькие, позволили компании выжить и протянуть до середины 1950-х годов, когда ей снова было разрешено заняться производством самолётов.
Сейчас во всём мире уцелело всего несколько десятков машин под маркой Messershmitt. Зато, как уже сказано, появился фанклуб, через который за весьма изрядные деньги можно приобрести запчасти к полувековой давности авто.
Первый автомобиль, выпущенный Messerschmitt, носил наименование Fend Flitzer, в честь своего создателя, Фрица Фенда (Fritz Fend), конструктора, некогда работавшего на Вилли Мессершмитта (Willy Messerschmitt), и фактически спасшего предприятие своего бывшего шефа.
В период между 1948 и 1951 годами было выпущено около 300 таких трёхколёсных автомобилей, а затем пришла эпоха Kabineneroller'ов.
| ||
Затем KR-175 постепенно сменила более совершенная модель KR200. Несмотря на мощную конкуренцию со стороны достославной BMW Isetta, за один только 1955 удалось продать целых 12 тысяч единиц, а в целом их было произведено 15 850 штук.
Один цилиндр, 10,2 "лошадки", а габариты те же, что и у KR-175. Характерно, что эти автомобили были весьма лёгкими: вес KR-200 не превышал 230 кг.
После того, как Messerschmitt в середине 1950-х вновь сосредоточилась на самолётах, Фенд основал свою собственную компанию Fahrzeug und Maschinenbau Regensburg (FMR), которая продолжала выпускать машины под маркой Messerschmitt до конца лета 1964 года. К началу 1960-х годов, впрочем, спрос на маленькие автомобили стал спадать, поскольку ездить на них стало не престижно.
Самая последняя машина серии KR-200 Roadster сошла с конвейера 17 августа 1964. В 16 часов 34 минуты.
Предпоследний KR-200 Roadster, сошедший с конвейера (фото с сайта Microcarmuseum.com). |
Надобно отметить, впрочем, что конструкция Messerschmitt обладала массой различных достоинств. Это неудивительно, учитывая, что многие технические находки авиационного подразделения Messershmitt были использованы при производстве этих авто.
Нашлись подражатели. В частности, британская компания Tritech до сих пор предлагает копии Kabinenroller'ов, правда оснащённые современными двигателями. Подробнее здесь.
Как уже сказано, именно на середину и вторую половину 1950-х годов пришёлся пик популярности миниавтомобилей в Европе. Довольно интересным может показаться испанский минифургон Biscuter Furgoneta, с корпусом из алюминия и дерева. Под тем же именем Biscuter выпускались и алюминивые миниджипы, заполонившие в середине пятидесятых сельскую местность Испании.
Biscuter Furgoneta деревянно-алюминивая машина. Зато дёшево (фото с сайта Microcarmuseum.com) |
Кроме того, на юге Европы и особенно в Италии очень популярными сделались трёхколёсные минигрузовики Vespa с вынесенным вперёд колесом, по образцу мотоцикла. Различные модели этих транспортных средств выпускались с 1948 по 1963 годы.
Минигрузовик Vespa Ape 1963 года (фото с сайта Microcarmuseum.com). |
В Англии, в промежутке между 1957 и 1965 годами выпускались две серии трёхколёсника Scootacar MkI и MkII. Первая версия была настолько "вытянута" по вертикали, что казалось, ей бы не ездить, а скакать по дороге.
Scootacar MkI. Очень высокая минимашина (фото с сайта Microcarmuseum.com). |
Надо сказать, что выпускала эти машины компания, ранее специализировавшаяся на локомотивах Hunslet Engine Company. Проект вышел не слишком удачным. С конвейера сошло лишь полторы тысячи Scootacar MkI, а Scootacar MkII и вовсе провалился: произведено всего 130 машин.
В шестидесятые годы, судя по всему, вообще наступил спад. Зато в семидесятые во Франции возник настоящий бум на миниавтомобили. Но об этом уже в следующей статье.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru