Вполне возможно, что в 2005 году воздушное пространство США будут бороздить гигантские воздушные корабли дирижабли около 300 метров в длину. Они будут устраивать искусственный дождь и сажать деревья.
Как сообщает журнал New Scientist, проектированием огромных дирижаблей занимается калифорнийская компания Wetzone Engineering во главе с Ральфом Попом (Ralph Pope). Основная задача калифорнийских "цеппелинов" борьба с лесными пожарами, с которыми до сих пор не удаётся совладать другой авиатехнике.
Разработчики считают, что их воздушные корабли смогут нести до миллиона литров воды, сбрасывая её разными способами на пылающий лес.
Кажется, многовато для дирижабля, но, по словам руководителя группы учёных Wetzone Томаса Гэглиано (Thomas Gagliano), всё нормально: один кубический метр гелия может поднять более килограмма груза, то есть, чтобы поднять миллион литров воды, нужно, грубо говоря, миллион кубометров гелия.
Кстати, разработками дирижаблей подходящей грузоподъёмности занимается, например, Advanced Technologies Group, у которой есть серия SkyCat, рассчитанная на подъём грузов весом от 20 до 1000 тонн.
Моделирование пожаротушения с дирижабля Wetzone Engineering (иллюстрация из журнала New Scientist). |
Способов тушения пожаров для дирижабля Wetzone Engineering предусмотрено два: искусственный дождь из множества клапанов в нижней части и точечный "полив" очага из брандсбойдов. В зависимости от размера воздушного корабля на площадь возгорания будет безостановочно выливаться 10-20 тысяч галлонов воды в час.
Для сравнения: самые большие противопожарные самолёты модернизированные военные транспортники Hercules, которые используются в настоящее время, могут нести за раз до 13 тысяч литров, а вертолёты до 600 литров такие данные привёл менеджер противопожарной авиации в Колорадо (Colorado's Rocky Mountain) Рон Мейер (Ron Meyer).
| ||
К тому же "пожары могут быть настолько крупными, что создают свою собственную погоду".
Томас Гэглиано не разделяет подобных опасений. Он говорит, что в случае сильного ветра, дирижабль мог бы подняться повыше до 1200 метров, а плотность искусственного дождя при этом можно было бы увеличить.
А теперь представим себе, как это могло бы выглядеть. Над охваченным огнём лесом в клубах дыма и облаках пара висит гигантская махина, из которой идёт дождь. Над громадой летают самолёты и вертолёты. Стоп, а они-то зачем? В том-то и дело: прочая авиатехника, расписавшись в своей беспомощности, дозаправляет дирижабль водой.
| ||
Не хватит миллиона литров дирижабль может снизиться и заправиться при помощи "рукавов" и гидронасосов, а если времени нет натаскают "помощники". Думается, из этого бассейна те же вертолёты могли бы и заправляться, но разработчики об этом не пишут.
К сожалению, Wetzone не описывает как устроен дирижабль изнутри, потому остаётся только догадываться, каким образом миллион кубометров гелия делят дирижабль с таким же количеством воды. Одним словом, очень жаль.
| ||
Последнее направление, как вы понимаете, с противопожарной деятельностью связано, потому в Wetzone придумали оригинальную технологию. Посадка деревьев, как известно, является не быстрым и весьма затратным процессом, а в Wetzone открыли метод воздушного восстановления лесных массивов: дерево или рассада растений упаковывается в саморазлагающиеся мешочки конусообразной или округлой формы, содержащие необходимое количество влаги и питательных веществ.
| ||
Есть и "револьверный" вариант: мешочки с саженцами выстреливаются под углом 40 градусов к земле из вращающегося барабана.
В настоящее время специалисты из Wetzone Engineering работают над созданием опытных образцов, а двухмиллиардный ущерб (конечно, в долларах и без учёта стоимости тушения), наносимый лесными пожарами их только ускоряет.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru