Гибридные автомобили – это не экзотика. По нескольку раз в год мы слышим об адаптации этой технологии ко всё новым и новым маркам и моделям. И раз конкуренция растёт – нужно придумывать свежие технические решения, чтобы не отставать. Так, скоро мы увидим полностью новый японский гибрид.
Компания Honda один из нескольких автопроизводителей, которые предлагают покупателям гибриды.
Среди них Civic Hybrid гибридная версия одного из самых продаваемых автомобилей этой знаменитой японской марки.
Как известно, гибриды (в которых бензиновый двигатель сочетается с мощным электромотором) экономичнее своих бензиновых собратьев, без потери в динамических параметрах. Но зато и дороже.
Тем не менее, Civic Hybrid, как и его гибриды-соперники, очень даже популярен.
А теперь компания анонсировала выход осенью нынешнего года следующего поколения Civic Hybrid.
И премьера тут будет двойная переработана сама силовая установка, и поставлена она будет на Civic следующего поколения, который (и как гибрид, и как обычный бензиновый автомобиль) выйдет на рынок осенью 2005 года.
Гибриды набирают популярность в США, Европе и, конечно, в Японии. Объединяет все такие машины общий принцип совместная или раздельная работа ДВС и электромотора, плюс рекуперация энергии при торможении. Но вот воплощение у каждой компании своё.
Мы уже рассказывали про устройство Toyota Prius II, а теперь пора посмотреть, что же за новинку готовит Honda.
Разрезанный новый двигатель с системами 3-stage i-VTEC и IMA. Последняя хорошо видна на переднем плане, на месте, где у обычного ДВС находится маховик (фото с сайта world.honda.com). |
Он обладает практически всеми достоинствами гибрида, но по сравнению с другими схемами отличается наибольшей компактностью.
Фактически, IMA – это мощный обратимый электромотор-генератор, который заменил собой маховик ДВС.
Остальное в силовой установке – это ёмкие и мощные батареи, целый комплекс преобразователей тока (электромотор например – переменного тока, синхронный, напряжение 158 вольт), система управления и собственно ДВС, который, впрочем, не совсем обычный.
Но сначала – об электрике. Все её компоненты стали или компактнее, или легче, а некоторые – и то, и другое вместе.
Общие массогабаритные показатели всего гибридного комплекса стали меньше на 5% (по сравнению с автомобилем Civic Hybrid, который продаётся в магазинах сейчас), притом, что суммарная мощность легковушки (ДВС плюс электромотор) выросла примерно на 20%.
В частности, электромотор нарастил мускулы в 1,5 раза, сохранив прежние габариты. На 30% выросла выходная мощность батарей (при этом они стали компактнее), и на 10% возросла энергия, возвращаемая в батареи при замедлении.
К слову, новый ДВС с объёмом 1339 кубических сантиметров, развивает 95 лошадиных сил, а электромотор IMA 20 лошадиных сил.
Расход топлива сократился на 5% (по сравнению с нынешним гибридом Civic). Точные цифры, впрочем, пока не приводятся.
Всё это достигнуто благодаря двум принципиальным новшествам.
Во-первых, Civic Hybrid стал по-иному распоряжаться своими двумя двигателями на разных режимах и, в частности, теперь при равномерном движении на умеренной скорости Civic автоматически выключает ДВС и едет только за счёт электромотора.
Во-вторых, ДВС машины – это ещё одна фирменная премьера. Перед нами экономичный и чистый (для бензинового) двигатель с очередным поколением системы активного изменения фаз газораспределения 3-stage i-VTEC.
Последнее сокращение означает "интеллектуальная электронная система контроля времени открытия и величины подъёма клапанов", а 3-этапность означает, что клапаны ДВС могут работать в трёх режимах: один – для низких и умеренных оборотов, один – для форсирования мощности и третий (новинка) – полное выключение газораспределения.
Последний режим нужен при отключении ДВС в движении, когда сам он вращается (от трансмиссии), но теперь уже не тратит лишней энергии на пустую перекачку воздуха – цилиндры совсем отсекаются от внешней среды.
Ещё в новом ДВС был предпринят ряд мер по снижению трения, в частности – новые поршни меньше расширяются при нагреве, чем в прежних моторах Civic, а поршневые кольца получили специальное антифрикционное покрытие.
Режимы, между которыми автоматически переключается Civic Hybrid нового поколения по мере разгона и торможения (иллюстрация с сайта world.honda.com). |
Мощное ускорение переводит ДВС в режим высоких оборотов (меняются время открытия и подъём клапанов), электромотор же продолжает свою помощь, но также наращивает свою мощность.
Спокойное равномерное движение полностью гасит ДВС – машина превращается в электромобиль.
При плавном ускорении или равномерном движении с высокой скоростью работает, напротив, только бензиновый мотор, но в экономичном режиме газораспределения.
Замедление – ДВС опять отключается, IMA переходит в режим генерации электроэнергии и запасает её в батарее.
Ещё один взгляд на Civic образца 2006 года (фото с сайта tuninguy.com). |
Это как раз одно из важных условий, которое позволило получить 5-процентную экономию топлива по сравнению, заметим, не с обычным бензиновым авто, а с гибридом предыдущей версии.
А завершить наш рассказ хотелось бы "информацией к размышлению" для отечественных заводов. По сведениям Treehugger, уже и китайские автопромышленники (например, компания Geely Automobile) объявили о проектировании своих гибридов.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru