"Как ваш автомобиль оказался на полосе встречного движения? Это не автомобиль, а самолёт. Но это не повод нарушать правила дорожного движения…" Американские инженеры всерьёз увлеклись скрещиванием воздушного и наземного транспорта. Вслед за многочисленными частниками к экзотической теме обратилось NASA.
Обидно.
Давно обещанное фантастами будущее, где тысячи пассажиров передвигаются на малые расстояния по воздуху на персональных летательных аппаратах или летающих такси всё не наступает.
Многочисленные летающие автомобили никак не выйдут из стадии экспериментов.
Может быть, всё дело в том, что их создатели замахнулись на сложную проблему вертикального взлёта и посадки?
А ведь разумный выход был найден давно. Если скрестить малолитражку с обычным лёгким самолётом, получится конструкция, пригодная для применения и на дорогах и в воздушном океане.
Самым ярким представителем этой породы можно назвать "Аэрокар" Молта Тейлора (Moulton Taylor), созданный ещё в 1956 году.
Только есть у таких машин недостаток сложенные крылья занимают много места, и их либо приходиться возить с собой в виде прицепа, либо оставлять в местном аэропорту, что не удобно.
В центре масс одного из вариантов TailFan расположен двигатель от мощного спортивного автомобиля Corvette (иллюстрация с сайта space.com). |
О том, чтобы взлетать с разбегом прямо с автомобильных дорог никто не думает. Где-то здесь кроется ключ к обещанной фантастике. Ведь идея частных полётов над страной тысяч маленьких самолётиков, взлетающих с тысяч маленьких аэродромов и впрямь привлекательна.
По крайней мере, в США, где таких аэропортов и правда тысячи. Как мы уже рассказывали, в Америке даже разрабатывают специальную программу SATS, призванную объединить в скоординированную сеть тысячи необорудованных взлётных полос и создать подходящий для них, надёжный и дешёвый, самолёт.
Вы спросите, а разве в Америке нет частных пилотов, которые на крошечных самолётиках возят людей на малые и средние расстояния?
Gridlock Commuter выглядит экзотично, но ничего фантастического в его конструкции нет (иллюстрация с сайта avst.larc.nasa.gov). |
Да, но SATS предполагает многократное увеличение такого трафика, его координацию и создание специальной системы управления таким "муравьиным" воздушным движением.
Как логичное развитие идеи американское аэрокосмическое агентство (участвующее и в SATS) запустило новую программу Personal Air Vehicle Exploration (PAVE -"Исследование персональных воздушных транспортных средств"), которую осуществляет исследовательский центр NASA в Лэнгли (Langley Research Center).
Его инженеры разрабатывают аппараты, которые смогут неспешно ездить по шоссе (от гаража до ближайшего аэродрома) и взлетать как обычный самолёт. То есть, это будут не летающие авто, а, по соотношению возможностей, скорее ездящие по дорогам самолёты.
Идея Gridlock (слева) опирается на проверенные десятилетия назад проекты: Aerodyne и Custer (иллюстрации с сайта avst.larc.nasa.gov). |
Принципиальное отличие никаких прицепов с крыльями или приставных "планеров". Всё необходимое для полёта должно максимально складываться, не создавая помех при движении в качестве автомобиля.
Летающие машины Бонда или Фантомаса? Сколько проектов прошлого уже сравнивали с ними. Да толку. Может, теперь такое сравнение окажется уместным?
Пока таких проектов два. Первый TailFan. Он должен подняться в воздух в 2009 году.
В этом самолёте со складывающимися вдоль корпуса крыльями, инженеры из Лэнгли намерены воплотить сразу несколько идей.
Это совмещение очень низкой (по авиационным меркам) стоимости с надёжностью, автопилот, помогающий водителю машины в критических ситуациях (но не заменяющий человека полностью), компьютерная навигация в воздухе, низкий уровень шума и низкий уровень выбросов загрязняющих веществ, способность к коротким поездкам по автотрассам.
Различные варианты самолёта предполагают вместимость от 2 до 5 человек, скорость от 320 до 480 километров в час, дальность полёта 800 километров, дистанцию разбега и пробега 750 метров и, наконец, стоимость от $75 тысяч до $125 тысяч, при объёме производства в несколько тысяч штук в год.
Сравнение средней скорости передвижения (от двери до двери) для различных видов транспорта (иллюстрация с сайта avst.larc.nasa.gov). |
Второй проект Gridlock Commuter. В общем, он должен решать те же задачи, но схема его куда интереснее.
Этот аппарат оснащён кольцевым крылом, внутри которого находится воздушный винт. Есть также дополнительные складные крылышки.
Такой необычайно компактный аэромобиль мог бы превосходно чувствовать себя на городских улицах, доставлять своего владельца к ближайшей взлётной полосе (скорость на дороге 40 километров в час) и на приличной скорости (240 километров в час) перелетать на другой, столь же маленьких аэропорт.
При этом длина разбега ожидается не больше 75 метров.
Правда, Gridlock Commuter, по словам Эндрю Хана (Andrew Hahn), аналитика центра Лэнгли, взлетит не ранее, чем через десять лет.
Персональные мини-самолёты или частные авиатакси могут стать выходом для людей измученных пробками и золотой жилой для конструкторов необычных аппаратов (иллюстрация с сайта avst.larc.nasa.gov). |
Обе пересекающиеся программы и SATS, и PAVE, отталкиваются от того привлекательного факта, что подавляющее большинство жителей США живёт не далее, как в получасе езды хоть от какого-нибудь небольшого аэродрома.
Если эти машины полетят, и приобретут популярность, то по выражению господина Хана, "они могут вклиниться между сельским и городским образом жизни и уравнять их". Множество людей будут каждый день летать в большие города на работу, на расстояния в сотни километров.
Кстати, первые демонстрационные полёты в рамках программы SATS намечены уже на 2005 год.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru