Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Гигантские ионные двигатели просят ядерную подпитку

 

Гигантские ионные двигатели просят ядерную подпитку

 

 

Сильные электрические поля выстреливают ионизированный газ из сопла. Сквозь бледный голубой смерч ионов легко просвечивают звёзды. 60-метровый ядерный корабль очень лениво набирает скорость. Но вот проходят недели, и уже он поглощает по 8 миллионов километров в сутки.

Программа NASA "Прометей" (Prometheus) имеет давнюю и несколько запутанную историю, вовлекающую несколько компаний и организаций.

загрузка...

 

 

Мы уже упоминали о некоторых её аспектах, но теперь пришла пора свести все данные воедино.

Ранее мы уже рассказывали, что NASA прорабатывает различные варианты ядерных установок для дальних межпланетных миссий, как с непосредственным разогревом рабочего тела в реакторе, так и с выработкой бортовой "миниАЭС" электричества для питания мощных электроракетных двигателей.

Вскоре стало ясно, что наиболее оптимальный вариант для беспилотных миссий в глубоком космосе — это как раз электрореактивные (а точнее их разновидность — ионные) двигатели с ядерным реактором в качестве источника энергии – именно эта простая идея и есть лейтмотив программы Prometheus.

Напомним, в таких двигателях ионы инертного газа ускоряются до огромной скорости сильным электрическим или (в других вариантах) магнитным полем.

Заметим, применение ионных двигателей в качестве основных тяговых (скромные задачи коррекции орбиты или ориентации спутников в расчёт не берём) – дело новое. Пока можно вспомнить всего один такой пример – зонд Deep Space 1 образца 1998 года.

Специалисты считают, что даже в пилотируемых миссиях такие двигатели найдут своё место. Но вернёмся к ядерным автоматам.

В системе Юпитера Prometheus I сможет обследовать все крупные спутники и даже менять свою орбиту в широких пределах (иллюстрация с сайта st.northropgrumman.com).

В системе Юпитера Prometheus I сможет обследовать все крупные спутники и даже менять свою орбиту в широких пределах (иллюстрация с сайта st.northropgrumman.com).

Ещё два года назад компания Lockheed Martin приступила к проектированию ядерного зонда Prometheus, не случайно совпадающего по названию с программой NASA.

Позднее было объявлено о планах по созданию ядерного корабля Jupiter Icy Moons Orbiter или JIMO.

По сути дела — это тот же самый Prometheus, не зря же в некоторых источниках JIMO именуют кораблём Prometheus I, стало быть — первым зондом в данной программе. И даже одна и та же картинка (с изображением корабля) на разных страницах NASA и его партнёров встречается как с подписью Jupiter Icy Moons Orbiter, так и с подписью Prometheus (что иногда путает читателей).

Только вот в конкурсе на создание JIMO позже победила компания Northrop Grumman.

А вскоре пришла информация о проблемах с финансированием проекта JIMO и переносе его сроков.

Сотрудники NASA Джордж Вильямс (George Williams, слева) и Джон Фостер (John Foster) испытывают раннюю версию Herakles. Конечный вариант двигателя будет иметь круглое сопло, а не прямоугольное (фото с сайта nasa.gov).

Сотрудники NASA Джордж Вильямс (George Williams, слева) и Джон Фостер (John Foster) испытывают раннюю версию Herakles. Конечный вариант двигателя будет иметь круглое сопло, а не прямоугольное (фото с сайта nasa.gov).
На днях же NASA вдруг выступило с оптимистичным рассказом о замечательном продвижении программы Prometheus. Может, новый шеф агентства сумел несколько перекроить его бюджет в пользу проекта?

Такой переменчивый выбор NASA, впрочем, означает лишь одно — в столь масштабную работу, в том или ином качестве, но будут вовлечены все основные "персонажи" аэрокосмической отрасли страны.

Так, известно, что за исследовательскими центрами ВМС США — создание сверхминиатюрного ядерного реактора и электрогенератора (благо там есть богатый опыт постройки ядерных субмарин).

А вот специалисты Лаборатории реактивного движения (JPL) и исследовательского центра Гленна (Glenn Research Center) с головой ушли в проектирование очень крупных ионных двигателей. Партнёры даже приступили к испытаниям рабочих прототипов.

Здесь соответствующий сайт от JPL.

А что, к слову, значит "крупный"? В мире созданы сотни ионных двигателей разной конструкции (немало из них уже работало и работает на борту космических аппаратов), но все такие движки либо помещаются на ладони, либо, на крайний случай – на двух.

Тяга же их измеряется считанными граммами, очень часто – долями грамма. Тяговый движок Deep Space 1, кстати, давал максимальную тягу аж в 9 граммов.

Ксеноновый суперионник NASA, получивший, кстати, имя собственное – "Геракл" (Herakles), развивает тягу около 60 граммов, а его размеры… Смотрите фотографии.

Голубой луч – это поток ионов ксенона, ускоренных до 25-30 километров в секунду (фото с сайта nasa.gov).

Голубой луч – это поток ионов ксенона, ускоренных до 25-30 километров в секунду (фото с сайта nasa.gov).
Учитывая необычайную экономичность этого двигателя (удельный импульс составляет 7 тысяч секунд против 300-400 секунд у химических двигателей), работать он сможет весь полёт к цели, потратив при этом сравнительно немного благородного газа, который будет выстреливаться из движка электрическим полем.

Всего на межпланетном зонде таких движков будет 8, стало быть, общая их тяга будет где-то "полкило". За месяцы полёта можно будет разогнаться очень существенно.

Американцы говорят о скорости перемещения зонда до 90 километров в секунду (а это в несколько раз выше нынешних межпланетных станций). Для визита к Сатурну, Юпитеру (первый корабль данного проекта полетит как раз туда) или даже Урану с Нептуном – самое то.

Размеры беспилотного корабля Prometheus I составят: 58,4 метра (длина) на 15,7 метров (ширина). Характерные "крылья" – это радиаторы системы охлаждения энергетической установки общей площадью 422 квадратных метра.

Только научное оборудование на борту, согласно проекту, будет весить 1,5 тонны. В сочетании со скоростной радиосвязью на 10 мегабит в секунду это обещает Prometheus I богатейшие возможности в исследовании внешней Солнечной системы. Кстати, мощность радиопередатчика составит целый киловатт.

Добавим также, что связка ионных движков будет забирать 30 киловатт, при этом вся мощность ядерной электростанции на борту составит 104 киловатта (при напряжении 440 вольт, переменный ток в бортовой сети).

Оптимистичная дата старта ядерного зонда – 2015 год. Номинальный срок миссии – 20 лет. Хотя опыт "вояджеров", "пионеров" и марсианских роверов показывает, что часто реальный срок жизни аппарата многократно превышает номинал.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Гигантские ионные двигатели просят ядерную подпитку":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Toyota Camry: Бедная родственница, которая ничего не просит

В тесте участвуют автомобили: Toyota Camry Посмотреть другие фото (1) На фоне чопорных европейских одноклассников предыдущая «Кэмри» выглядит бедной родственницей. У нее нет ни благородной внешности, ни отточенных ездовых качеств, ни обязательного для бизнес-класса престижа.

» Японские автомобили - 2566 - читать


Mazda RX-8 получит уникальный роторный двигатель

Mazda подтвердила информацию о том, что на новое купе RX-8 будет устанавливаться роторно-поршневой двигатель Ванкеля. Таким образом, Mazda по-прежнему будет производить роторные двигатели. Это особенно важно, ведь помимо Mazda такие двигатели делает только наш АвтоВАЗ.

» Японские автомобили - 7488 - читать


Назван лучший двигатель

• Toyota PriusОглашены результаты конкурса «Двигатель года» (International Engine Of The Year 2004), который определяет лучшие силовые агрегаты. В жюри этого конкурса есть сразу сразу два россиянина – Михаил Подорожанский и Леонид Голованов из газеты «Авторевю» (всего в жюри – 54 человека). Победителем в этом году стал гибридный двигатель, устанавливаемый на Toyota Prius.

» Японские автомобили - 2458 - читать


Мечты о Луне реанимируют ядерные двигатели

После ряда экспериментов 1950-1960-х годов и периода забвения этой технологии американские инженеры поговаривают о возможности применения ядерных движков в лунной программе. Мол, если сдуть пыль со старых чертежей, в них можно найти массу полезного. NASA может сэкономить миллиарды долларов в своей лунной программе, если вновь вернётся к идее ядерных ракетных двигателей.

» Открытия и изобретения - 2010 - читать


NASA всерьёз занимается созданием ядерных ракетных двигателей

Человечество гордится своими научно-техническими достижениями, при всей их относительности. Наиболее наглядным свидетельством этой относительности является изучение космоса. Галактики, возникшие чуть ли ни одновременно со всей Вселенной, Hubble увидел.

» Открытия и изобретения - 1890 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Гигантские ионные двигатели просят ядерную подпитку

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru