Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Кластерный мотор поднимет самолёт силой воздуха

 

Кластерный мотор поднимет самолёт силой воздуха

 

 

Вариантов вертикального взлёта машин (обычные вертолёты – не в счёт) – очень много. Это и поворотные роторы, и управляемый вектор тяги реактивного движка, и прочее, и прочее. Но японцы ухитрились придумать новый тип такой силовой установки.

Японское аэрокосмическое агентство JAXA разрабатывает оригинальную концепцию лёгких пилотируемых аппаратов вертикального взлёта и посадки, так называемых VTOL.

Нужно подчеркнуть, что пока это не проект конкретного летательного аппарата, а общая идея, проработанная, впрочем, во многих деталях.

загрузка...

 

 

И касается она двигателей для таких машин.

Называется изобретение — "Кластерный вентиляторный двигатель" (cluster fan engine). Если посмотреть на рисунок, видно, что это целая гроздь движков, причём разнокалиберных. Почему так, и где они все должны располагаться?

Те движки, которые покрупнее, японцы назвали core engine, что можно перевести как "основные двигатели". Их может быть несколько штук. На данном рисунке показано три. Россыпь небольших движков названа, собственно, кластером, а каждый из них – это cluster fan – "кластерный вентилятор".

Упрощённая схема кластерного двигателя (иллюстрация JAXA).

Упрощённая схема кластерного двигателя (иллюстрация JAXA).

Чтобы понять, зачем такие сложности, надо вспомнить про турбовентиляторные реактивные двигатели. В них есть несколько основных узлов. Многоступенчатый компрессор (в виде ряда колёс с лопатками), который сжимает воздух, камера сгорания, куда подаётся топливо, турбина, в которой горячие газы расширяются, раскручивая компрессор, сопло, из которого бьёт реактивная струя, и вентилятор.

А этот зверь, по сути, огромный многолопастный "винт", который вращается как и колёса компрессора за счёт работы турбины, и который прогоняет огромную массу воздуха мимо основного тракта движка – прямо назад.

Двухконтурные реактивные движки, в которых внешний контур даёт существенно большую часть общей тяги – и есть турбовентиляторные. Они отличаются хорошей экономичностью и сравнительно низким уровнем шума.

Но вот беда – такие движки, обычно, очень крупные. А если нам нужно ещё их и поворачивать на 90 градусов (если мы хотим сделать самолёт-VTOL) – это становится проблемой.

Разрез турбовентиляторного двигателя. 1 – вентилятор, прогоняющий воздух по внешнему контуру; внутренний контур (где сжигается топливо): 2 – компрессор; 3 – камера сгорания; 4 – турбина (иллюстрация JAXA).

Разрез турбовентиляторного двигателя. 1 – вентилятор, прогоняющий воздух по внешнему контуру; внутренний контур (где сжигается топливо): 2 – компрессор; 3 – камера сгорания; 4 – турбина (иллюстрация JAXA).
Так вот, инженеры JAXA решили расчленить турбовентиляторный двигатель на две части: простой одноконтурный турбореактивный движок и вентилятор, дающий тягу за счёт выбрасывания большой массы воздуха.

А чтобы разместить их на самолёте можно было каким угодно причудливым образом, придумали следующее. В том месте, внутри одноконтурного движка (того самого core engine), где свежий воздух достигает наибольшего давления, то есть – перед камерой сгорания, сделали ответвление: небольшую трубку, через которую сжатый воздух направили в отдельно стоящий cluster fan. Каждый такой агрегат представляет собой вентилятор в корпусе и маленькую турбину.

Сжатый воздух раскручивает турбину до больших оборотов. Она, через понижающую передачу, вращает вентилятор, который гонит через корпус воздух из атмосферы, создавая тягу.

Если быть точными, так выглядел первый вариант кластерного вентилятора. Во втором варианте инженеры сумели обойтись без шестерёнок. Просто лопатки турбины высокого давления расположили снаружи вращающегося "бочонка", скрывающего в себе вентилятор. И никаких передач не понадобилось.

Два варианта кластерного вентилятора. На врезке: с отдельной пневмотрубной, раскручивающей вентилятор через шестерни (зелёная стрелка – подача воздуха от основных движков). На основной картинке: более поздний и более простой вариант, с пневмотурбиной, расположенной снаружи корпуса вентилятора. Стрелки показывают, что сжатый воздух будет проходить по каналам сложной формы, для наиболее полного использования энергии в турбине. Внутри – собственно, вентилятор (иллюстрация JAXA).

Два варианта кластерного вентилятора. На врезке: с отдельной пневмотрубной, раскручивающей вентилятор через шестерни (зелёная стрелка – подача воздуха от основных движков). На основной картинке: более поздний и более простой вариант, с пневмотурбиной, расположенной снаружи корпуса вентилятора. Стрелки показывают, что сжатый воздух будет проходить по каналам сложной формы, для наиболее полного использования энергии в турбине. Внутри – собственно, вентилятор (иллюстрация JAXA).

Наличие пневматической связи между несколькими основными движками и несколькими кластерными вентиляторами означает не просто свободу компоновки летательного аппарата.

Авторы проекта предлагают сделать основные движки тяговыми, маршевыми, а оси многочисленных cluster fan расположить вертикально – они должны обеспечивать машине вертикальные подъём и посадку.

Очевидно, пока работают кластерные вентиляторы, значительная потеря воздуха в районе камер сгорания основных двигателей не позволит им развивать большую тягу. Но она в этот момент и не нужна.

А вот по мере разгона машины, когда её вес возьмут на себя крылья, кластер из вентиляторов отключится от пневматических магистралей, остановится и даже может быть скрыт поворачивающимися створками, для снижения сопротивления воздуху.

В этот момент основные двигатели смогут полностью использовать "приготовленный" ими же сжатый воздух для сжигания топлива, то есть – для создания максимальной тяги.

Как бонус кластерной системы японцы рассматривают безопасность. Когда машину поднимает в воздух несколько десятков небольших вентиляторов, остановка нескольких штук, скажем, из-за нарушения герметичности части пневматических линий, не повлияет на полёт машины.

То же и с основными движками. Если их будет штук шесть или, к примеру, двенадцать – поломка двух-трёх не приведёт к падению машины.

К тому же, маленькие и очень простые одноконтурные движки не только надёжны. Их легко ремонтировать – снимать с самолёта и ставить обратно. Аналогично легко выполняется ремонт любого из кластерных вентиляторов.

\'"Кластерный"

"Кластерный" самолёт сможет летать и как обычно, с посадкой на полосу аэродрома и обычным взлётом (иллюстрация JAXA).
JAXA набросало эскиз такого четырёхместного самолёта. Как видно из рисунка, самолёт выполнен по схеме утка. Его габариты 8,5 (длина) × 7,1 (размах крыла) × 3,1 (высота) метра. Полная взлётная масса – 2,5 тонны.

Основные движки, стоящие в хвосте машины, сгруппированы в два блока по 7 штук. Кластерные подъёмные вентиляторы, расположенные внизу фюзеляжа, выполнены в виде двух блоков по 21 вентилятору в каждом.

Расчётная максимальная скорость этого аппарата – 557 километров в час, дальность полёта – 1150 километров, потолок – 7,62 километра.

Судя по всему, здесь должна быть предусмотрена разветвлённая пневмосистема, с дублирующими линиями и предохранительными клапанами. Она позволит вентиляторам подъёма раскручиваться даже при остановке некоторых основных движков. Лишь бы оставшиеся давали какое-то давление в пневмосистему.

Ну, а на крайний случай остаётся планирование и посадка по-самолётному, с пробегом по полосе.

О возможной постройке действующего образца самолёта вертикального взлёта с кластерными двигателями – японцы ничего не сообщают. Да и о рациональности такой схемы можно ещё поспорить. Но, во всяком случае, выглядеть такая машина в небе должна весьма экзотично. А это уже неплохо.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Кластерный мотор поднимет самолёт силой воздуха":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chrysler 300C: Положитесь на силу

В тесте участвуют автомобили: Chrysler 300C Chrysler 300C Модель «300С» появилась в гамме «Крайслера» в 1955 году и стала тогда одной из самых быстроходных машин. «Трехсотую» серию возродили в 1998-м, когда увидел свет переднеприводный «Крайслер 300М». Новый заднеприводный «Крайслер 300» дебютировал на Нью-Йоркском автосалоне 2003 года.

» Американскии автомобили - 2621 - читать


Dodge Durango: Сила мира

В тесте участвуют автомобили: Dodge Durango Если бы у меня была такая возможность, я бы проделывал это бесконечно. Я имею в виду возможность заводить исполинский двигатель этого «Доджа».

» Американскии автомобили - 2534 - читать


Mitsubishi Pajero, Nissan Pathfinder: Баланс силы

В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Pajero, Nissan Pathfinder Согласитесь, не часто встретишь автомобиль, в равной мере приспособленный для езды по асфальту и покорения бездорожья, да еще и обладающий харизматической внешностью. Сегодняшние герои нашей рубрики — Mitsubishi Pajero IV и Nissan Pathfinder — из их числа.

» Японские автомобили - 7784 - читать


Eclipse Spyder: море драйва и свежего воздуха

Разработанный на базе четвертого поколения купе Mitsubishi Eclipse, новый кабриолет Spyder удачно сочетает в себе агрессивный динамичный дизайн и новейшие технологии. Mitsubishi Eclipse Spyder предлагается в двух вариантах: начальный GS оснащается четырехцилиндровым бензиновым двигателем, объемом 2 литра и мощностью 162 л.с., 5-ступенчатой механической коробкой передач или 4-ступенчатым «автоматом». Второй вариант – GT, получил 260-сильный 3,8-литровый V6, агрегатируемый с ...

» Японские автомобили - 2963 - читать


Mazda 3: Сила эмоций

В тесте участвуют автомобили: Mazda 3 Посмотреть другие фото (1) Она была привлекательна, и частые взгляды ей вслед красноречиво это подтверждали. Уже через минуту мне казалось, что она – идеал.

» Японские автомобили - 1935 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Кластерный мотор поднимет самолёт силой воздуха

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru