В феврале 2000 года в Калифорнии собралась группа инженеров, программистов и других добровольцев. Цель, которую поставили перед собой эти люди, может показаться странной: за 25 лет построить первый в мире опытный образец двуногой шагающей машины, изнутри пилотируемой человеком.
Компания эта называется "Механизированные двигательные установки" (Mechanized Propulsion Systems MPS). Ненародившееся пока детище ростом 7,62 метра (3,6 метра из них ноги, 2,4 "тело" с кабиной для одного или более пилотов) будет носить имя Mark. Видеть подобных механических монстров нам, конечно, приходилось – в фантастических боевиках, японских мультиках и, разумеется, в MechWarrior с с RoboCop.
Этих "существ" на Западе уменьшительно-ласкательно называют "Мека" (Mecha).
Нельзя не задаться вопросом, который первым и приходит в голову – а зачем всё это нужно? Ответ примерно такой:
А почему бы и нет? Это прикольно. Сделаем машину для военных или NASA, пусть будет у них, иначе мы, гражданские, никогда такие не получим. На самом деле, помимо вооружённых сил, в обычной жизни у "Мека" масса сфер деятельности, например, строительство или развлечения. И вообще кто-то же должен сотворить это гигантское двуногое для всех фанатов в мире. У нас, мол, получится.
Скриншот для тех, кто, может быть, не знает, что такое игра MechWarrior (иллюстрация gamespot.com). |
По поводу выполнения шагающей машиной боевых задач у авторов проекта оптимизма море. Они говорят, что в сравнении с танком на робота можно навесить больше пушек, но посадить внутрь меньше людей. Главные же преимущества "Мека" – это маневренность и скорость. Впрочем, сами военные, по признанию MPS, ни малейшего интереса к разработке в данный момент не проявляют.
| ||
Что за принцип? Огромный и тяжёлый робот должен ходить, скажем так, по-человечески, сгибая ноги в "коленях".
А это просто-напросто значит, что он какое-то время обязан стоять на одной ноге и не падать.
Не говоря уже о поворотах, труднопроходимом ландшафте и тому подобном.
При этом скорость, а, по замыслу авторов – это 240 км/час (ого!), должна регулироваться длиной шагов (максимум 10 метров) и темпом перестановки ног, то есть "Мека" должен уметь бегать!
| ||
Но под горку бегом быстрее.
Ожидается, что от падения робота застрахует пока неизвестный, но значительный вес в основании ног-опор, перемещая который "Мека" будет достигать устойчивости, стабильности и баланса.
Вращающаяся секция будет поднимать ногу за "лодыжку" и ставить на землю. В ходьбе монстру непременно помогут гироскопы и различные датчики.
Решив не морочить себе и людям головы электромоторами и топливными элементами, в MPS решили наделить шагающую машину двумя двигателями внутреннего сгорания мощностью 780 "лошадей" объёмом 454 кубических дюйма.
| ||
Естественно, не обойдётся здесь без бортового компьютера, отслеживающего работу техники и передающего ей команды пилота.
Для последнего уготован, по сути, "экзоскелет".
Это значит, что руководить монстром можно будет жестами, облачив руки в перчатки a-la виртуальная реальность, а также пользуясь комбинацией джойстиков, кнопок и педалей.
В MPS убеждены, что без человека, сидящего в кабине, робот не будет достаточно эффективен.
| ||
Короче, без человеческого фактора не обойтись, хотя теоретически вариант автопилота возможен, как опция.
И как прикажете называть людей, поставивших перед собой на ближайшую четверть века такую вот задачу?
Выбор большой: от чудаков, альтруистов до сумасшедших энтузиастов. Как там, кстати, в кино побеждали шагающих монстров?
Кажется, им обматывали ноги тросами, валили на землю и привет.
Ах, да, если хотите подробностей, уделите пристальное внимание сайту MPS.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru