Операция по убийству нескольких тысяч человек с помощью двух самолётов 11 сентября 2001 года была произведена как бы играючи, что показывало: убийцы действовали наверняка, не опасаясь никаких препятствий, никакого противодействия. В то, что такое возможно, просто никто не верил.
Мы уже никогда не узнаем, кто дёргал за ниточки. Никогда не узнаем, по чьей холодной воле действовали угонщики-самоубийцы.
Защититься от террора тоже не удастся слишком много "недочеловеков" считают теракты наиболее лёгким способом прославиться, попасть в рай, "воздать всем по заслугам" и так далее.
И слишком много нелюдей, направляющих действия маньяков-шахидов, по-прежнему топчет землю.
Теперь лучшие умы ищут способа навсегда обезопасить человечество от "самолётного терроризма", благо такая, в общем, мирная вещь, как гражданский авиалайнер, оказалась действенным оружием массового уничтожения.
Во-первых, вокруг Вашингтона и других американских городов понаставили ракетных батарей, чтобы, если террористам удаётся захватить авиалайнер, его можно было сбить. Понятно, что при таком раскладе у заложников никаких шансов нет.
Менее радикальные решения пропагандирует компания Northop Grumman, известный производитель авиационной техники. Они предлагают устанавливать в пассажирские самолёты электронику, используемую на борту беспилотного самолёта Northop Global Hawk, так, чтобы при захвате, диспетчеры могли перехватывать управление и сажать самолёт прямо с земли.
| ||
То, что террористы, поняв, что номер не удался, могут попросту взорвать самолёт прямо в воздухе, не оговаривается. Речь идёт о том, чтобы не дать террористам направить авиалайнер в жилые кварталы или на ядерные объекты.
Кроме того, и эти проекты небезупречны: например, в сигнал наземных служб можно внести серьёзные помехи, или, наконец, взломать диспетчерские системы.
В Калифорнийском университете в Беркли (Univesity of California, Berkeley), разрабатывается несколько иной проект.
Идея, предложенная профессором Эдвардом Ли (Edward Lee), состоит в том, чтобы модифицировать авионику всех самолётов так, чтобы он сам сопротивлялся любым попыткам ввести его в закрытые для полётов зоны.
Ли называет свой проект "Мягкими стенами". Детали этой идеи изложены в PDF-документе, доступном по этому адресу.
Если вкратце, то идея состоит в том, чтобы внедрить в авионику каждого самолёта локальную базу данных по GPS-координатам "закрытых зон", куда самолёт не имеет права влетать. Понятное дело, что такими "поясами безопасности" можно обвить любой значительный объект, будь то жилые кварталы, заводы, или, ещё какие-нибудь объекты особой важности.
Соответственно, если выясняется, что самолёт входит в запретную зону, он сам немедленно отклоняется от курса, и обходит закрытую зону. И все усилия человека, сидящего в кресле пилота, развернуть его и направить внутрь окружённой "мягкими стенами" зоны, пойдут прахом.
Если же кто-то попытается заблокировать сигнал системы глобального позиционирования, то аппаратура на борту самолёта сразу же переключится на какие-то другие ориентиры, например, наземные маяки.
Поскольку "мягкие стены" будут оставаться независимыми от наземных служб, то и взломать эту систему удалённо не удастся.
Правда, насчёт взлома прямо на борту самолёта, ничего не говорится.
Принцип работы системы "Soft Walls" (изображение с сайта New Scientist). |
Для современных самолётов с их сложным оборудованием потребуются лишь незначительные изменения в программном обеспечении бортовых компьютеров. Сейчас Ли работает с исследовательским подразделением Boeing Phantom Works. Точнее, выколачивает из-под Boeing и из-под Пентагона средства на дальнейшие разработки.
Характерно, что сами пилоты, например, очень неприязненно, даже враждебно настроены по отношению к идеям Ли. И это его сильно удивляет, поскольку, как он правильно заметил, вариант "мягких стен" это действительно лучше, чем получить в борт ракету "земля-воздух" или передать управление наземным службам, чей сигнал может быть заблокирован.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru