В давно дискутируемом вопросе создания "технологического щита невидимости", состоящего из великого множества камер и экранов, поставлена точка. Жирная такая точка, диаметром почти два метра. И поставил её художник, имея в виду, правда, совсем другие цели. Немного безумные.
Американский художник Джонатан Шиппер (Jonathan Schipper) – специалист по тому, что принято называть техно-артом.
Его подвижные скульптуры атакуют чувства зрителей при помощи электромоторчиков, чипов, пневматических машинок и прочей железячно-пластиковой начинки.
Его работа "Попытка невидимой сферы" (Attempt at Invisible Sphere) – одна из наиболее запоминающихся.
Слово "попытка" тут добавлено не случайно. Ибо для художника этот проект – не серьёзный подвиг ради создания чего-то невидимого, а, скорее, очередной способ удивить зрителей и заставить их, быть может, задуматься над тем, что современная техника уже почти позволяет создавать объекты, ранее, казалось бы, фантастические.
Мистер Шиппер представляет свою удивительную сферу в Нью-Йорке (кадр с сайта coolhunting.com). |
Сразу вспоминается распространённое представление, что, мол, достаточно взять побольше камер, экранов, и готов "щит невидимости". Человек, дескать, будет видеть сквозь него объекты, расположенные на заднем плане.
А если щит этот сделать большим и сферическим (ну, или в виде вертикального цилиндра), то, якобы, можно в нём что угодно спрятать от взоров с любого направления. Хоть танк.
Процесс строительства. Здесь хорошо видны многочисленные обрезиненные ножки, благодаря которым сферу можно спокойно катить по полу, без опаски повредить экраны или камеры (фото с сайта oppositionart.com). |
Перед нами шар диаметром 1,67 метра. Состоит он из каркаса, на котором закреплены 215 видеокамер и 215 мониторов, каждый из которых показывает картинку с камеры, находящейся точно на противоположной стороне.
Посмотрев на снимки, вы убедитесь, что невидимостью тут и не пахнет. И дело не в разрешении камер, не в низкой чёткости картинки на мониторах и даже не в больших зазорах между экранами (мы же помним, речь идёт о "приближении", а не о настоящей "завесе невидимости").
"Невидимая сфера" в галерее. На посетителей она не производит особого впечатления. Может, дело в числе камер и в их разрешении. Или в чём-то ином? (кадр с сайта coolhunting.com). |
Но если вы посмотрите на экраны на правом нижнем, допустим, крае шара, то, по идее, увидите на них изображение предметов, стоящих за шаром, но выше и левее него. То есть, условно, вы увидите белые брюки женщины, а не недостающий уголок картины, стоящей на полу у стены.
Таким образом, задний план, который вы должны видеть как целое (если только хотите, чтобы шар действительно стал невидимкой) разбивается на множество несвязанных и искажённых (не все же экраны обращены точно к наблюдателю) фрагментов. Словно мозаика, которую кто-то перепутал в процессе сборки.
Сейчас это странное сооружение (как и некоторые другие работы художника) выставлено в галерее Pierogi2000 в Бруклине. А на этой странице можно посмотреть видео интервью с художником и записи ряда его работ в действии.
"Парящая невидимая сфера" – ранняя попытка Джонатана подойти к теме невидимости (фото с сайта oppositionart.com). |
В этом плане показателен другой проект – машина "Оппозиция".
Она представляет собой большое коромысло, на концах которого закреплены сёдла с ремнями. В сёдла садятся двое добровольцев, и всё сооружение поднимается в воздух.
При помощи электрических и пневматических приводов коромысло вращается, а сёдла на его концах также совершают движения в разные стороны, наклоняя и даже переворачивая седоков, которые, к слову, друг друга не видят.
Проект "Оппозиция" – взаимодействие людей через звук и движение. Не танцы (кадры с сайта oppositionart.com). |
Таким образом, двое взаимодействуют друг с другом через движения машины. Но, самое загадочное, в этот процесс ещё вмешивается музыка. Пара музыкантов играют рок-н-ролл. На их головах – шлемы, в которых они ничего не видят и ничего не слышат, за исключением только собственной музыки.
Выходы с электрогитары и электробарабана соединены с компьютером, который отдаёт команды машине "Оппозиция". Так что люди, находящиеся в её "лапах", невольно танцуют под музыку, которую слышат. Только едва ли танец этот можно называть приятным.
Ещё ряд загадочных работ Шиппера. Машина, которая за счёт взаимного трения должна стереть две подвешенные "вниз головой" скульптуры в порошок. Но за годы работы. Кровать, которая за счёт передвижной камеры позволяет лежащему на ней человеку взглянуть на своё тело как на ландшафт с птичьего полёта. Машина, откликающаяся движением на дыхание человека (фотографии с сайта oppositionart.com). |
В проектах Шиппера (полюбопытствуйте, на его сайте) машины нередко взаимодействуют с людьми, иной раз очень "плотно". И это, наверное, должно наталкивать зрителей на мысль о нашем высокотехнологическом веке и о месте человека в нём.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru