В давно дискутируемом вопросе создания "технологического щита невидимости", состоящего из великого множества камер и экранов, поставлена точка. Жирная такая точка, диаметром почти два метра. И поставил её художник, имея в виду, правда, совсем другие цели. Немного безумные.
Американский художник Джонатан Шиппер (Jonathan Schipper) – специалист по тому, что принято называть техно-артом.
Его подвижные скульптуры атакуют чувства зрителей при помощи электромоторчиков, чипов, пневматических машинок и прочей железячно-пластиковой начинки.
Его работа "Попытка невидимой сферы" (Attempt at Invisible Sphere) – одна из наиболее запоминающихся.
Слово "попытка" тут добавлено не случайно. Ибо для художника этот проект – не серьёзный подвиг ради создания чего-то невидимого, а, скорее, очередной способ удивить зрителей и заставить их, быть может, задуматься над тем, что современная техника уже почти позволяет создавать объекты, ранее, казалось бы, фантастические.
![]() |
![]() Мистер Шиппер представляет свою удивительную сферу в Нью-Йорке (кадр с сайта coolhunting.com). |
Сразу вспоминается распространённое представление, что, мол, достаточно взять побольше камер, экранов, и готов "щит невидимости". Человек, дескать, будет видеть сквозь него объекты, расположенные на заднем плане.
А если щит этот сделать большим и сферическим (ну, или в виде вертикального цилиндра), то, якобы, можно в нём что угодно спрятать от взоров с любого направления. Хоть танк.
![]() |
![]() Процесс строительства. Здесь хорошо видны многочисленные обрезиненные ножки, благодаря которым сферу можно спокойно катить по полу, без опаски повредить экраны или камеры (фото с сайта oppositionart.com). |
Перед нами шар диаметром 1,67 метра. Состоит он из каркаса, на котором закреплены 215 видеокамер и 215 мониторов, каждый из которых показывает картинку с камеры, находящейся точно на противоположной стороне.
Посмотрев на снимки, вы убедитесь, что невидимостью тут и не пахнет. И дело не в разрешении камер, не в низкой чёткости картинки на мониторах и даже не в больших зазорах между экранами (мы же помним, речь идёт о "приближении", а не о настоящей "завесе невидимости").
![]() |
![]() "Невидимая сфера" в галерее. На посетителей она не производит особого впечатления. Может, дело в числе камер и в их разрешении. Или в чём-то ином? (кадр с сайта coolhunting.com). |
Но если вы посмотрите на экраны на правом нижнем, допустим, крае шара, то, по идее, увидите на них изображение предметов, стоящих за шаром, но выше и левее него. То есть, условно, вы увидите белые брюки женщины, а не недостающий уголок картины, стоящей на полу у стены.
Таким образом, задний план, который вы должны видеть как целое (если только хотите, чтобы шар действительно стал невидимкой) разбивается на множество несвязанных и искажённых (не все же экраны обращены точно к наблюдателю) фрагментов. Словно мозаика, которую кто-то перепутал в процессе сборки.
Сейчас это странное сооружение (как и некоторые другие работы художника) выставлено в галерее Pierogi2000 в Бруклине. А на этой странице можно посмотреть видео интервью с художником и записи ряда его работ в действии.
![]() |
![]() "Парящая невидимая сфера" – ранняя попытка Джонатана подойти к теме невидимости (фото с сайта oppositionart.com). |
В этом плане показателен другой проект – машина "Оппозиция".
Она представляет собой большое коромысло, на концах которого закреплены сёдла с ремнями. В сёдла садятся двое добровольцев, и всё сооружение поднимается в воздух.
При помощи электрических и пневматических приводов коромысло вращается, а сёдла на его концах также совершают движения в разные стороны, наклоняя и даже переворачивая седоков, которые, к слову, друг друга не видят.
![]() |
![]() Проект "Оппозиция" – взаимодействие людей через звук и движение. Не танцы (кадры с сайта oppositionart.com). |
Таким образом, двое взаимодействуют друг с другом через движения машины. Но, самое загадочное, в этот процесс ещё вмешивается музыка. Пара музыкантов играют рок-н-ролл. На их головах – шлемы, в которых они ничего не видят и ничего не слышат, за исключением только собственной музыки.
Выходы с электрогитары и электробарабана соединены с компьютером, который отдаёт команды машине "Оппозиция". Так что люди, находящиеся в её "лапах", невольно танцуют под музыку, которую слышат. Только едва ли танец этот можно называть приятным.
![]() |
![]() Ещё ряд загадочных работ Шиппера. Машина, которая за счёт взаимного трения должна стереть две подвешенные "вниз головой" скульптуры в порошок. Но за годы работы. Кровать, которая за счёт передвижной камеры позволяет лежащему на ней человеку взглянуть на своё тело как на ландшафт с птичьего полёта. Машина, откликающаяся движением на дыхание человека (фотографии с сайта oppositionart.com). |
В проектах Шиппера (полюбопытствуйте, на его сайте) машины нередко взаимодействуют с людьми, иной раз очень "плотно". И это, наверное, должно наталкивать зрителей на мысль о нашем высокотехнологическом веке и о месте человека в нём.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru