Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Неземной плацдарм. Часть вторая: поставка боеприпасов

 

Неземной плацдарм. Часть вторая: поставка боеприпасов

 

 

Сейчас мы знаем: первоначальные планы по развёртыванию МКС, составленные десятилетие назад, оказались слишком оптимистическими. Но теперь снова есть повод для оптимизма. Строительство возобновлено, а главное – страны участницы продвигают целый ряд проектов, призванных всерьёз превратить дорожку для людей в космос, поддерживаемую в основном "Союзами", в широкую магистраль.

С 2009 года постоянный экипаж МКС будет увеличен до 9 человек. Соответственно, возрастёт и количество экспериментов.

загрузка...

 

 

Приятно отметить, что только Россия запланировала на следующие годы аж 331 эксперимент на МКС; в медико-биологической сфере, по изучению природных ресурсов Земли и исследованию планет Солнечной системы, по биотехнологиям и космическим технологиям, по изучению космических лучей, в сфере материаловедения и так далее.

Несомненно, не отстанут в этом деле и партнёры России по МКС – Европа, Канада, США и Япония. А это значит, что тонны и тонны оборудования, расходных материалов будут с "нетерпением" ожидать доставки на орбиту. Поток грузов возрастёт в разы. И здесь будет трудно переоценить роль новых космических аппаратов, создаваемых в ряде стран.

МКС в настоящее время – июльские снимки с борта шаттла (фото NASA).

МКС в настоящее время – июльские снимки с борта шаттла (фото NASA).

Разумеется, в строю останутся проверенные пилотируемые "Союзы" и транспортники "Прогресс". Да и шаттлы, до 2010 года, должны сыграть большую роль в работе станции и очень важную – в её досборке.

Однако возможности по обеспечению "логистики МКС" этими двумя системами не исчерпываются.

Европейское космическое агентство (ESA) и его партнёры уже построили новый корабль-транспортник — Automated Transfer Vehicle (ATV), который будет выводиться на базовую орбиту (высотой 300 километров) ракетой Ariane-5 ES ATV, откуда ATV за счёт своих двигателей перейдёт на орбиту МКС (400 километров над Землёй).

Полезный груз этого автоматического корабля длиной 10,3 метра и диаметром 4,5 метра составляет 7,5 тонн. Это будет и экспериментальное оборудование, и пища, и воздух, и вода для экипажа МКС.

ATV стартует и пристыковывается к МКС (иллюстрация ESA).

ATV стартует и пристыковывается к МКС (иллюстрация ESA).

Первый из ряда ATV, запланированных к запуску на МКС, получил имя собственное Жюль Верн (Jules Verne). Он должен отправиться на орбиту в следующем году.

После стыковки с МКС (кстати, в автоматическом режиме) ATV сможет проработать в её составе полгода, после чего корабль загрузят мусором и в управляемом режиме затопят в Тихом океане.

Кстати, в ATV можно заправить до 4,7 тонн топлива, и с помощью собственных двигателей он сможет несколько раз за время своего полугодового "дежурства" поднимать орбиту МКС.

ATV поднимает орбиту МКС (иллюстрация ESA).

ATV поднимает орбиту МКС (иллюстрация ESA).

Вообще же, ATV планируется запускать раз в год, а всего их будет построено 7 или больше (точное число пока не определено).

И это не единственный из последователей российских рабочих лошадок — кораблей снабжения "Прогресс". Позднее к программе МКС подключится японский автоматический грузовик H-II Transfer Vehicle" (HTV), выводимый на орбиту японской же ракетой-носителем H-IIB, которую сейчас ещё разрабатывают.

Полный вес HTV составит 16,5 тонн, из которых 6 тонн – это полезный груз для станции. Он сможет оставаться пристыкованным к МКС до одного месяца.

Японский грузовой корабль после взлёта (на врезке) приближается к японскому лабораторному модулю (иллюстрация JAXA).

Японский грузовой корабль после взлёта (на врезке) приближается к японскому лабораторному модулю (иллюстрация JAXA).

А что же Россия? Генеральный конструктор РКК "Энергия" Николай Севастьянов в интервью (PDF-документ) журналу "Новости космонавтики" рассказал, что нынешние наши пилотируемые "Союзы" претерпят в ближайшие годы глубокую модернизацию, в результате которой от прежних кораблей останутся разве лишь корпуса.

Будет заменена вся начинка, в особенности – электронные системы управления и связи, что позволит нарастить полезную нагрузку корабля за счёт сокращения веса электронного оборудования.

Такой модернизированный "Союз" появится на "сцене" в 2010 году. Он будет не только эффективнее в доставке людей и грузов на МКС, но и сможет находиться в составе станции почти один год.

\\'"Союз"

"Союз" сменяется, обновляется, но не уходит (фото NASA).

Новая электронная аппаратура, отработанная на обновлённом "Союзе" – позже перекочует на перспективный многоразовый российский корабль "Клипер".

Этот шестиместный крылатый челнок задуман в двух вариациях. В основе каждой – многоразовый возвращаемый аппарат. А вот сзади к нему, перед запуском, можно будет добавлять два разных отсека – агрегатно-бытовой (АБО) или двигательный (ДО).

Первый вариант рассчитан на такой сценарий полёта. Ракета-носитель "Союз-2-3" выводит "Клипер" на опорную орбиту. С неё до орбиты МКС челнок добирается за счёт двигателей АБО. Этот же отсек служит для стыковки с МКС и через него же экипаж перебирается на станцию, переносит грузы.

При возвращении двигатели АБО обеспечивают тормозной импульс, после чего "Клипер" планирует домой, на посадочную полосу, а АБО отбрасывается и сгорает в атмосфере.

А вот второй вариант эксплуатации "Клипера", можно сказать, почти многоразовый, если не считать, конечно, ракеты-носителя.

\\'"Клипер"

"Клипер" в варианте с АБО. Справа: "Паром" (он с солнечными панелями) с пристыкованным грузовым контейнером (иллюстрации РКК "Энергия").

Секрет тут в том, что за "Клипером", поднявшимся в космос, но на сравнительно низкую орбиту, будет прилетать межорбитальный буксир "Паром", постоянно дежурящий в составе МКС.

"Паром" – это новая разработка, призванная сменить со временем грузовые "Прогрессы". Этот буксир должен подтягивать с низкой опорной орбиты до орбиты МКС так называемые "контейнеры" – сравнительно простые грузовые "бочки" с минимум оборудования, выводимые в космос при помощи "Союзов" или "Протонов" и несущие, соответственно, от 4 до 13 тонн грузов.

"Паром" имеет два стыковочных узла: один для контейнера, второй – для причаливания к МКС. После вывода контейнера на орбиту паром за счёт своей двигательной установки спускается к нему, стыкуется с ним и поднимает его к МКС.

А после разгрузки контейнера "Паром" спускает его на более низкую орбиту, где тот отстыкуется и самостоятельно тормозит (у него тоже есть небольшие двигатели), чтобы сгореть в атмосфере.

Буксир же останется ждать новый контейнер, чтобы доставить его к МКС. И так много раз. От контейнеров же "Паром" дозаправляется, а, находясь на дежурстве в составе МКС, проходит, по мере надобности, профилактический ремонт.

\\'"Клипер"

"Клипер" с "Паромом" пристыкован к российскому сегменту МКС. К другому узлу того же модуля (в самом низу комплекса) пристыкован второй "Паром" с контейнером наперевес (иллюстрации РКК "Энергия").

Впервые "Паром" должен полететь в космос в 2009 году, и сначала – именно как буксир для контейнеров. Но после взлёта "Клипера" (первый его пилотируемый рейс на орбиту, испытательный, намечен на 2014 год, ввод в эксплуатацию – 2016-й) "Паром" сможет работать и как буксир для "Клипера", которому, таким образом, не понадобится АБО для поднятия своей орбиты с опорной до высоты МКС.

"Паром" же будет и спускать "Клипер" на низкую орбиту, перед тем, как челнок, уже за счёт своих двигателей, расположенных в отсеке ДО, затормозит для входа в атмосферу.

"Клипер" планируется выпустить в пяти экземплярах, каждый из которых сможет слетать в космос до 60 раз.

Если ещё вспомнить, что американцы полным ходом разрабатывают свой корабль CEV, можно сказать, что через несколько лет земная космонавтика не будет испытывать недостатка в транспортных и пилотируемых кораблях. А ведь в эту область ещё и небольшие частные фирмы нацелились.

\'Почти

Почти так должна выглядеть МКС почти перед самым окончанием сборки. Из крупных узлов не показаны вертикальная ферма с солнечными панелями, уже имеющаяся, и будущие научно-энергетическая платформа – ферма, которую, вероятно, прикрепят к "Пирсу", а ещё ряд дополнительных целевых модулей, которые займут некоторые из стыковочных узлов на российском и американском сегменте (иллюстрация с сайта spaceflight.nasa.gov).

На этом фоне планы по возвращению на Луну (для американцев) и первому пилотируемому полёту к ней же (для России) не кажутся слишком фантастическими.

А сама МКС во всех этих рейсах, да и в последующих рейсах к Марсу тоже, сможет сыграть роль международной перевалочной базы. И туристической.

Севастьянов говорит, что при необходимости "Клипер" сможет летать к МКС всего с двумя профессиональными космонавтами на борту и, соответственно, аж с четырьмя "платными" туристами. И, конечно, этот корабль сыграет важную роль в лунных экспедициях.

А значит, за отелем на орбите и катанием вокруг Луны впереди виднеются лунные турбазы и, кто знает, может, и постоянные марсианские поселения.

Только о чём тогда будут фантастические романы?

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Неземной плацдарм. Часть вторая: поставка боеприпасов":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Начинаются поставки Chrysler Sebring

Этим летом начнутся официальные поставки в Европу Chrysler Sebring и Chrysler Sebring Cabrio. Эти модели изначально сделаны для американского рынка, но в Европу пойдут «европеизированные» автомобили с более жесткой подвеской. Стандартное оснащение Sebring включает в себя помимо фронтальных и боковых подушек безопасности и еще и боковые «занавески».

» Американскии автомобили - 2162 - читать


Jeep Grand Cherokee: Вторая поправка

В тесте участвуют автомобили: Jeep Grand Cherokee У большого автомобиля должен быть многолитровый бензиновый мотор. Для Америки это такое же непреложное правило, как то, что на День благодарения нужно готовить исключительно индейку.

» Американскии автомобили - 2777 - читать


Toyota Mark II: Его светлость Марк второй

В тесте участвуют автомобили: Toyota Mark II Среди популярных праворульных автомобилей в России «Тойота-Марк II» занимает особое место. Первое поколение второго «Марка» (это не каламбур!), выпускавшееся в 1977–1996 гг., хорошо знакомо соотечественникам еще с начала девяностых.

» Японские автомобили - 2663 - читать


BMW второго тысячелетия.

Судя по всему, компания BMW всерьез готовится в новом тысячелетии завоевать автомобильный рынок. За последние несколько лет было показано несколько новинок, которые буквально шокировали мир. Главной ставкой немецкой компании стала целая серия спортивных купе с буквой Z в названии – Z3, Z8, а теперь есть и Z9 Gran Turismo, которая впервые демонстрировалась на автосалоне во Франкфурте в прошлом году – одна из самых экстравагантных машин BMW за последние десятилетия.

» Немецкие автомобили - 1880 - читать


Skoda Superb: Лучшая роль второго плана

В тесте участвуют автомобили: Skoda Superb Посмотреть другие фото (2) «Фольксваген», хоть и популярен на вторичном рынке, на звание народного уже не претендует – дорог. А как обстоят дела у младшего родственника – компании «Шкода»?

» Немецкие автомобили - 2166 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Неземной плацдарм. Часть вторая: поставка боеприпасов

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2025, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru