Пентагон никак не расстанется с идеей обеспечить военных индивидуальными летающими роботами. В названии же данной категории аппаратов Organic Aerial Vehicles (OAV) – привлекает, несомненно, "органика". Но "Organic" на языке американских военных не более, чем "служащий в качестве инструмента".
Программа OAV стартовала в апреле 2001 года с $3 миллионами финансирования от агентства DARPA.
Реализуется она в рамках более масштабной программы Future Combat Systems.
Сейчас уже можно говорить об успешных испытаниях и начале новой фазы в разработке "органических" роботов.
Сразу необходимо отметить, чем же OAV отличаются от прочих беспилотных разведчиков и бомбардировщиков. Дело в том, что вышеназванные машины находятся в ведении ВВС и нуждаются, как минимум, во взлётно-посадочной полосе.
А OAV задуман, как собственность пехоты. Скажем, в распоряжении какого-нибудь капитана или лейтенанта есть такой робот, установлен на транспортном средстве, и он использует его по своему усмотрению.
Основная функция, понятно, разведка. Небольшая машина с вертикальными взлётом и посадкой облетает вражеские позиции, снимает парой видеокамер укрепления и укрытия, выискивает засады или же взрывчатые вещества. Данные в реальном времени передаются на компьютер военнослужащего.
Переход в горизонтальный полёт пока, как ни странно, можно увидеть только на этой картинке (иллюстрация с сайта alliedaerospace.com). |
Тысячу раз прав тот, кто скажет, что идее этой – сто лет в обед. Действительно, опытных образцов таких машин было множество, до наших дней практически никто из них не дожил.
К примеру, аббревиатура AROD (Airborne Remotely Operated Device) просуществовала с 1982 года по 1988-й, а программа MSSMP (Multipurpose Security and Surveillance Mission Platform) была свёрнута в 1998-м.
Фактически машины строились по одному и тому же принципу, перед ними ставились одни и те же задачи. Причём нельзя сказать, что прототипы были безнадёжны. Тем не менее, Пентагон они не удовлетворяли.
| ||
В общем, фаворитом выглядит аппарат iSTAR от фирмы Allied Aerospace. Это семейство летающих машин, отличающихся по размеру: от умещающегося в руках "вентилятора" до агрегата выше человеческого роста.
17 августа 2004 года одну из этих бескрылых "ступ" диаметром 73 см успешно испытали на полигоне в Форте Беннинг. В течение 18-минутного полёта iSTAR продемонстрировал взлёт и посадку в автономном режиме, скорость чуть выше 30 узлов, несколько быстрых поворотов и неплохую управляемость в ручном режиме.
Испытания проводились при "неблагоприятных" погодных условиях умеренном ветре и лёгком дожде, которые не помешали роботу подняться на 36,5 метров.
Вариант размещения OAV на транспортном средстве (фото с сайта alliedaerospace.com). |
А по идее, iSTAR способен нести 9 кг полезного груза и 5,5 кг топлива. Летать он должен 95 минут с максимальной скоростью 100 узлов.
Оснащённая GPS, различными датчиками и видеокамерами машина построена по старому доброму принципу "винт в кольце", а спрятанный ротор, якобы, обеспечивает слабое шумовое воздействие и малозаметную инфракрасную "подпись".
| ||
Заявленного же перехода в горизонтальный полёт тоже отчего-то не видно.
Но, должно быть, DARPA не сильно разочаровалась в iSTAR, потому как в июле 2004 года начала искать партнёров для реализации программы OAV-II (PDF-документ).
Пентагон ожидает, что 50-килограммовые аппараты следующего поколения смогут проводить в воздухе до двух часов и действовать в автономном режиме, как рой умных пчёл.
Кроме того, они будут оснащены системой предотвращения столкновений, поскольку нынешние OAV могут врезаться в здания, деревья или друг в друга.
Так что пройдёт ещё немало времени, прежде чем Organic Aerial Vehicles станут хоть сколько-нибудь органичными.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru