Что ни говорите, но когда у летающей машины пропеллеры вверху, как у вертолёта это одно, а когда внизу совсем другое. Один вид летающей платформы чего стоит! Невольно вспоминаются "летающие тарелки" и кажется, что будущее уже вот оно, наступило.
Мы, признаться, думали, что идея о летающих платформах, как персональных средствах передвижения по воздуху, что называется, канула в лету. Наверняка многие видели фотографии этих летающих машин и даже знают их названия.
И не хотелось начинать с краткого исторического экскурса, а придётся, потому как история летающих платформ длинная и, похоже, неоконченная.
Есть в США такой музей Hiller Aviation Museum, то есть авиационный музей Хиллера, известный, кстати, на весь мир. В некотором роде тёзкой музея (или, если хотите, наоборот) является летающая платформа Хиллера ( Hiller Flying Platform). Её-то, по идее, и можно считать первой и самой известной платформой, потому о ней коротко расскажем.
| ||
Этот Зиммерман развеселил коллег-инженеров тем, что доказал теорию, согласно которой роторы сверху летающей машины, не так хороши, как снизу.
По его теории выходило, что управление небольшим летательным аппаратом может осуществляться путём отражения движений тела пилота.
Иными словами, то, что Зиммерман называл термином "кинетический контроль" ("kinesthetic control"), Дин Кеймен (Dean Kamen) позднее воплотил в своём изобретении.
| ||
Спустя 9 месяцев (надо же, как ребёнка вынашивали), группа конструкторов и инженеров, работавшая в атмосфере строжайшей секретности, представила своему начальству готовую модель 1031 Flying Platform. 27 января 1955 года платформа впервые взлетела, правда, на привязи.
Первый "непривязанный" полёт имел место 1 февраля 1955 года, и это событие было занесено в книги рекордов, как первый в истории полёт летательного аппарата с вертикальным взлётом и посадкой (vertical take off and landing VTOL).
| ||
Но не тут-то было: в 1956 году Hiller Helicopters подписывает контракт с армией США и производит две летающие платформы, получившие военное обозначение VZ-1 Pawnee.
Эти транспортные средства были 2,5 метра в диаметре и около 2 метров в высоту.
Но, согласно контракту, требовалось оснастить платформу третьим двигателем, вес которого свёл на нет способность пилотов к "кинетическому контролю". В общем, в 1956 году Hiller Flying Platform отправили в отставку.
Последняя версия Pawnee VZ-1E в итоге пылится в Университете Принстона (Princeton University). Из шести собранных в то время летающих платформ (по некоторым данным, из семи) сохранились всего две: одна находится в музее авиации Хиллера, а другая VZ-1 Pawnee в Национальном аэрокосмическом музее США (National Air & Space Museum).
| ||
Но история наша, да и платформы тоже, на этом не кончается идею Зиммермана ведь так и не похоронили.
В 90-х годах прошлого столетия (до сих пор как-то непривычно называть его прошлым) затею с летающими платформами подхватила израильская компания Aero Design & Development Ltd под руководством доктора Рафи Йоли (Rafi Yoeli).
Если помните, мы уже как-то рассказывали вам об одной из разработок его группы летающих машинах CityHawk и TurboHawk.
| ||
Своё детище они назвали "Hummingbird" Personal VTOL Platform.
Это название, скорее всего, переводится как "Колибри", хотя это слово пишется по-другому: Humming-bird.
Как заявляют создатели, на разработку платформы у них ушло пять лет, а свой первый полёт на привязи "Hummingbird" совершила 28 августа 1997 года. Ещё через год эта привязь уже была не нужна.
| ||
Выглядит "Hummingbird" как круглая платформа на четырёх трогательных колёсиках: диаметр 2,2 метра, высота 1,9 метра. Вес без пилота 145 кг, грузоподъёмность вместе с весом топлива 115 кг. "Потолок" по высоте 2,5 км. Airspeed 0-45 kt (что бы это значило?).
Два горизонтально установленных ротора вращаются в противоположном друг другу направлении. "Кабина" сформирована из трубчатой конструкции, спереди под приборной доской 20-литровый топливный бак на 30 минут полёта, а управление описанный выше "кинетический контроль".
Йоли расписал многое: и как безопасно летать, и что можно сделать складной вариант, и что огромный потенциал, и что нормально всё, и надо развивать.
Да, ещё у Aero Design & Development имеется беспилотная версия платформы называется "Hornet", что переводится как "шершень": всё практически то же самое.
| ||
Последние, кого мы коснёмся в этом обзоре американцы из PAM Group, чей сайт называется не иначе как Flying-platform.com: инженер Боб Пегг (Bob Pegg), лет 40 проработавший в исследовательском центре NASA (NASA Langley Research Center), и Клим Маковски (Clem Makowski), 30 лет делавший всяческие механизмы для того же NASA и судостроительного завода в Ньюпорте (Newport News Shipbuilding).
Начиная с октября 1989 года, эти люди работают над проектом индивидуального подъёмного транспортного средства Individual Lifting Vehicle (ILV). Первый опытный образец ILV, как пишут его создатели, летал ещё в 1992 году, а в 1994 году прототип демонстрировался на Sun 'n Fun Air Show. К 1999 году был построен более сложный аппарат, получивший название PAM 100B: надо полагать, "Р" Pegg, "М" Makowski, "A" Air?
| ||
Самое интересное на сайте РАМ Group это, на наш взгляд, "картинная галерея": на фото видно, что у ILV четыре винта два больших внизу (один над другим) и два поменьше сзади по бокам. В отличие от платформы Хиллера и "Hummingbird"'а, ILV состоит из трубчатой рамы, а не "бочонка", и вместо колёсиков здесь "лыжи", как у некоторых вертолётов. Видно, что невысоко, но летает.
Пилот ILV в наушниках – делает шуму эта штука, наверное, изрядно. Как, впрочем, и все остальные, о которых идёт речь. |
В заключение, хочется спросить: когда уже хоть что-нибудь персональное взлетит? Вертолёты, самолёты, дельтапланы, планеры и прочее не в счёт? Ваши прогнозы милости просим в форум.
Обратите внимание и на предыдущие публикации серии "Опознанные летающие объекты": первая была про фашистские "тарелки", вторая о строительстве "летающего диска" по проекту Y, и третья о дискообразных дирижаблях, которые строит абсолютно незрячий инженер.
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru