Заглянув в словарь, вы узнаете, что джип это американский автомобиль повышенной проходимости. Прочитай вы данную статью, поймёте, что такое AirGeep, AirJeep, Flying Jeeps. В принципе, речь снова о летающих автомобилях, которые не летают, а так же о том, почему, собственно, нет.
Согласитесь, слово "джип" до сих пор имеет зелёный военный оттенок и, понятное дело, неспроста. В конце 50-х годов ХХ века американские военные не скупились и давали деньги на, как мы теперь понимаем, весьма экзотичные разработки.
Наряду с летающими платформами, в конструкторских бюро американской оборонки разрабатывали машины, которые прозвали "flying jeeps" ("летающие джипы").
В 1956 году Команда по транспортным исследованиям армии США (US Army Transportation Research Command) вплотную занялась летающими джипами, и в 1957 году компании Chrysler, Curtiss-Wright и Piasecki получили контракты на изготовление опытных образцов. Между этими фирмами началось настоящее соревнование.
| ||
У этой машины был единственный поршневой двигатель на 500 лошадиных сил, весил "VZ-6" 1080 килограммов, диаметр его несущих винтов 2,6 метра, длина 6,55 метра, высота 1,58 метра.
Уже полёты на привязи, совершённые на "VZ-6" в 1959 году, показали, что он практически неуправляем. Когда же его попытались отвязать, то пилоту едва удалось спастись. Сама машина получила серьёзнейшие повреждения, потому армия поспешила избавиться от обоих "крайслеровских" джипов, что и было сделано в 1960 году.
| ||
Конструкция этого аппарата была довольно проста: прямоугольный фюзеляж, похожий на ящики с боеприпасами, окружали четыре ротора.
Дальше так: экипаж один-два человека, один турбодвигатель Turbomeca "Artouste" IIB мощностью 320кВт, размах крыла 4,87 метра, длина 5,18 метра, высота 2,83 метра, взлётный вес 952кг, максимальная скорость 51 км/ч, "потолок" 60 метров.
"VZ-7" военным в принципе понравился: он был довольно стабильным и устойчивым, а также лёгким в управлении. Однако вскоре стало ясно, что "VZ-7" не удовлетворяет армейским требованиям по высоте и скорости полёта. Соответственно, в том же 1960-м оба образца военные вернули изготовителю.
Больше двух вышеупомянутых повезло разработке филадельфийского завода Piasecki "Model 59H AirGeep", получивший армейское обозначение "VZ-8P", где "Р" это Piasecki. Его-то и называют теперь летающим джипом. "VZ-8P" был рассчитан на двоих, оснащён двумя двигателями Lycoming O-360-A2A мощностью 135кВт, имел диаметр несущих винтов 2,26 метра.
Это первый летающий джип от Piasecki. |
В длину этот джип был 7,95 метра, в высоту 2,03 метра, а в ширину 2,87 метра. Взлётный вес 1060 кг, максимальная скорость 105 км/ч, крейсерская скорость 80км/ч, "потолок" 900 метров, а дальность полёта 40 км.
Два трёхлопастных ротора вращались в противоположных направлениях, а управление было во многом схожим с вертолётным. Несмотря на то, что аэроджип был достаточно стабилен в полёте, после первых испытаний 12 октября 1958 года военные вернули его Piasecki на доработку.
В 1959 году модернизация была завершена: два двигателя были заменены на турбинные Turbomeca Artouste IIB в 425 "лошадей", а роторы, ранее располагавшиеся параллельно земле, теперь были установлены под углом. Максимальный взлётный вес был увеличен до 2,2 тонны.
Второй летающий джип завода Piasecki. Он же Model 59H «Airgeep II», он же VZ-8P (B). Вид спереди и сзади. |
Таким образом, Model 59H "Airgeep II" или VZ-8P (B) был передан военных для испытаний и оценки. Второй аэроджип от Piasecki совершил свой первый "непривязанный" полёт летом 1962 года.
Несмотря на все успехи летающих джипов, армия решила от них отказаться в пользу традиционных вертолётов и самолётов, как более экономичных, безопасных и понятных транспортных средств. Ставшие ненужными аэроджипы были розданы по аэрокосмическим музеям, однако сама идея, так же, как и в случае с летающими платформами, не заглохла до сих пор.
В качестве примера можно привести те же израильские летающие машины CityHawk и TurboHawk, которые всё никак не подготовят к испытаниям, а можно и другой, о котором мы ещё не писали.
| ||
Автор проекта, по всей видимости, не плохой художник, но в техническом плане, скорее, мечтатель. В описании проекта он неоднократно пересказывает, насколько летающие автомобили хороши, как удобно будет ими пользоваться и далее в том же духе.
Джеранио придумал, что его летающие машины будут трёх видов: на одного, на двоих и на четверых. С количеством членов экипажа возрастает и количество роторов, которые автор смело размещает и вверху, и внизу, и спереди, и сбоку.
Ещё два дизайнерских решения от летающего автомобиля Ника Джеранио: летающее авто на одного и на четверых |
Есть в проектной документации Джеранио и откровенно трогательные места. Например, он понял, что пользователь летающего автомобиля должен иметь две лицензии пилота и водителя. Или, вот, о том, что новое транспортное средство будет первоначально классифицироваться как экспериментальный самолёт, чтобы соответствовать требованиям Федерального управления авиации (Federal Aviation Administration FAA).
Может быть, и не стоило бы писать о проекте Джеранио, если бы не было у него таинственного опытного образца, который, по словам автора, совершил полёт на привязи в 1996 году. Как мы с вами уже знаем, даже стабильно летающий безо всяких привязей аэроджип Piasecki приземлился в музее, чего уж говорить о переделанном в адскую машину вертолёте.
Так или иначе, точку в теме летающих автомобилей ставить ещё рановато. Чтобы поднабраться оптимизма, почитайте, к примеру, рассказик Джеранио про Джона Смита, который живёт в пригороде Лос-Анджелеса, но вынужден ездить на работу в Сан-Франциско. Тогда как сейчас Джон тратит на поездку автомобилем с самолётом четыре часа, с летающей машиной он доберётся за два.
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru