В 1952 году, в самый разгар "холодной войны", рассказы очевидцев, видевших НЛО, и туманные сведения о "летающих тарелках" распространялись подобно эпидемии – даже пилоты военно-воздушных сил США сообщали о летающих дисках, преследовавших их в воздухе.
Неясная опасность взбудоражила общественность, начала перерастать в страх и грозила вылиться в настоящее безумие. Тогда-то ЦРУ и решило, что пора принимать меры.
Маршалл Чейдвелл, заместитель руководителя научного агентства ЦРУ (H. Marshall Chadwell, deputy head of the agency's Office of Scientific Intelligence), и его коллеги были обеспокоены тем, что Советский Союз занимается разработками секретного оружия – "летающего диска" по технологиям, над которыми работали нацисты в последние месяцы Второй мировой.
Специально созданная в ЦРУ группа всё в том же 1952 году обнаруживает, что разработки "летающего диска" действительно ведутся, причём не в далёком СССР, а прямо у них под носом – в Канаде. Оказалось, что канадские инженеры совместно с британцами работали над проектом сверхзвукового гироплана с вертикальным взлётом (Project Y2: Flat Vertical Take-Off Supersonic Gyroplane).
В 1954 году Чейдвелл потребовал от своих подчинённых отчёта об "использовании любой иностранной державой или нацией необычных воздушных транспортных средств, подобных "летающему диску", разрабатываемому англичанами и канадцами". В то время, как агенты ЦРУ занялись сбором информации, чиновники американских ВВС направились в местечко под названием Мальтон (Malton), неподалёку от Онтарио.
К тому моменту филиал компании Avro Aircraft в Мальтоне стал местом, куда устремились британские проектировщики – авиапромышленность Великобритании переживала свои худшие времена. Среди британских конструкторов был в высшей степени талантливый 31-летний конструктор Джон Фрост (John Frost), который уже заработал себе репутацию проектом Havilland 108 – разведывательного самолёта, имеющего форму ласточки, который считался одним из самых красивых самолетов того времени.
Именно Фросту американцы решили доверить работу над одним из самых засекреченных проектов того времени – Проектом Y. Работы велись в строжайшей тайне – о том, что в действительности происходило, знала только небольшая группа рабочих Avro Aircraft.
Алекс Райбёрн (Alex Raeburn), начальник одного из цехов Avro вспоминает: "Всё было настолько засекречено, что, когда Фросту нужно было изготовить какую-нибудь деталь, он делал её набросок на бумаге, а когда деталь была готова, мы должны были выбросить эскиз в специальный мусорный мешок".
Немногочисленные фотоснимки, на которых 606А изображена в "полёте". |
Несмотря на то, что первые испытания "тарелки" были неудачными, в 1955 году Проект Y получил новые название и статус U.S. Defence Department's weapon system 606A, в связи с чем фюзеляж опытного образца был украшен символикой ВВС США.
Райбёрн навсегда запомнил тот день, когда американские военнослужащие прибыли в Мальтон, чтобы забрать опытный образец для испытаний в аэродинамической трубе в пригороде Лос-Анджелеса: "Под покровом ночи мы погрузили образец в грузовик. Полиция перекрыла все дороги вплоть до гавани в Торонто, где аппарат должны были погрузить в американское судно. Вместе с американцами на испытания отправился представитель нашей компании, который принял присягу американскому флоту".
Но испытания в аэродинамической трубе выявили серьёзные недостатки секретного оружия американцев: 606A не мог подняться выше 2,5 метров – никакой стабильности не было, но проект всё еще обнадёживал.
Фрост и его команда продолжили работы над проектом, а менеджеры Avro, слепо поверив в безграничные возможности "тарелки" и предвкушая фантастические прибыли, занялись подготовкой рекламных проспектов, которые пригодились бы, когда проект 606A перестанет быть секретным.
Рекламисты Avro видели поистине безграничный потенциал нового "самолёта": Avrocar – летающая машина для военного и гражданского использования, Avrowagon семейная машина будущего, Avroangel воздушная санитарная машина, Avropelican для спасения терпящих бедствие на суше, в воде и в воздухе.
Инвесторам, заинтересованным, прежде всего, в военном применении 606A, также представлялись прекрасные перспективы: гигантские транспортные и боевые корабли летят к цели на огромной скорости, оставаясь невидимыми для вражеских радаров.
Однако, в реальности дела у разработчиков были плохи – аппарат "летал" с прежним "успехом". Несмотря на упорство Фроста, который утверждал, что все проблемы можно решить, американские военные потеряли интерес к проекту.
Израсходовав $7,5 миллионов, в конце 1961 года чиновники USAF (U.S. Air Force) закрыли проект. Оскорблённый до глубины души Фрост отправился в Новую Зеландию, где сделал несколько разработок для местного воздушного флота. В Окленде он прожил до конца своих дней и скончался в возрасте 63 лет.
Легенда о Проекте Y живёт и по сей день. Некоторые думают, что, на самом деле, проект был успешным, а информация об ошибках, разочарованиях и конечном провале – ничто иное, как прикрытие. Другие полагают, что проект был просто отвлекающим манёвром дымовой завесой, скрывшей реальный летательный аппарат Пентагона, созданный на секретных военных базах таинственными престарелыми нацистами.
| ||
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru