В августе 1964 года армия США объявила конкурс на лучшую передовую систему воздушной огневой поддержки (Advanced Aerial Fire Support System AAFSS). В итоге, военные и выбрали вертолёт Lockheed AH-56 "Cheyenne", а мы расскажем об аномалии, которую выставила на конкурс фирма Convair. Это что-то с чем-то.
К сожалению, об этом агрегате, который, по понятным причинам, никто так и не взялся строить, информации почти нет. Есть только краткое упоминание о нём на страницах "Музея странных механизмов" (The Strange Mechanism Museum) и небольшой рассказ на сайте Максима Старостина All The World's Rotocraft.
Кстати, Максим, на превосходный ресурс которого мы неоднократно ссылались, поставил данную машину в один ряд с летающими платформами и джипами. Думается, совершенно справедливо.
Итак, компания из Сан-Диего Convair в 1967 году представила на конкурс AAFSS действительно нечто абсолютно новое и уникальное – назвать Convair Model 49 самолётом, вертолётом, платформой или чем-то ещё язык не поворачивается. Тут, скорее, какой-то MechWarrior на ум приходит.
По замыслу авторов проекта, Model 49 представляла собой круглый бронированный "горшок" диаметром почти 7 метров, покоящийся на четырёх "башенках" с колёсиками: в трёх из них находились двигатели, в четвёртой – оружие, боеприпасы и оборудование.
Это верхняя часть чертежа (иллюстрация с сайта avia.russian.ee). |
В полный рост вместе с кабиной для двух пилотов на самом верху конструкция достигала 9 с лишним метров.
Самое смешное, что эта машина, о весе которой остаётся только гадать, собиралась вертикально взлетать и садиться подобно вертолёту, а также двигаться в воздухе, скажем так, горизонтально, вроде самолёта и ракеты. В последнем случае капсула с экипажем меняла своё положение на 90 градусов.
Необходимую уверенность для всех этих полётов машине должны были придать три газотурбинных двигателя Lycoming LTC4B-11 мощностью по 2200 лошадиных сил каждый и два трёхлопастных ротора, вращающихся в противоположных направлениях. Всё это хозяйство размещалось внутри "горшка", а четыре внешних топливных бака могли нести до 1200 галлонов топлива.
По условиям конкурса Convair Model 49 должна была быть системой огневой поддержки, поэтому, во-первых, двигатели, топливные баки, капсулу команды и всё авиационное оборудование укрепили двойной бронёй, способной защитить от снарядов калибра 12,7 мм.
Для проведения техобслуживания укреплённая фронтальная панель откидывалась и укладывалась на земле.
А это нижняя (иллюстрация с сайта avia.russian.ee). |
Во-вторых, "летающую крепость" оснастили разнообразным оружием. Во фронтальной части Model 49 имелись три огневые точки: центральное орудие XM-140 было способно произвести тысячу выстрелов 30-миллиметровыми боеприпасами, а два боковых гнезда могли стрелять патронами калибра 7,62 (12 тысяч выстрелов) или 40-миллиметровыми гранатами (500 раз).
Все огневые точки вращали стволами, а центральная могла быть оборудована ракетной установкой или второй 30-миллиметровой пушкой. Имеющаяся артиллерия, по идее, должна была работать и на земле, и в воздухе.
Чтобы вооружение случайно не расстреляло кабину пилотов, были предусмотрены механические установки, то есть, если капсула находилась вверху, оружие опускалось вниз. Да, а вдобавок ко всему, на двух боковых "башенках" были установлены 106-миллиметровые пушки на 18 выстрелов по укреплённым целям.
Предполагаемые возможности "летающей крепости" (иллюстрация с сайта avia.russian.ee). |
Хотя в компании Convair и работали отчаянные придумщики, даже они понимали, что шансы их модели на победу в AAFSS минимальны. Конечно же, первое время утверждалось, что система надёжнее вертолётов и сходна с ними в управлении, но ряд неизменно всплывающих "особенностей" доказывал обратное – это чёрт знает что такое.
Так и осталась "летающая крепость" на бумаге. Может быть, оно и к лучшему – не убило чудо техники смельчаков-испытателей, не дало упасть в грязь Convair, выпустившей немало "обычной" и достойной авиатехники, и не расстреляло никого.
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru