Калифорнийская компания JP Aerospace уверена, что наполненные гелием воздушные шары способны достигать высот 40-60 километров и находиться там месяцами, наподобие орбитальных космических станций, принимая сменные экипажи с Земли.
С 7 по 21 июня 2004 года в пустынной местности западного Техаса фирма JP Aerospace намерена испытать гигантский беспилотный V-образный воздушный корабль Ascender.
Заполненный гелием аппарат с дистанционным управлением, оснащённый воздушными винтами, должен достичь расчётной высоты не менее 30,5 километров.
Также он должен продемонстрировать способность реагировать на команды с земли, зависать над заданной точкой, компенсируя моторами действие ветра, а также проходить путь между произвольно заданными пунктами на поверхности.
Испытание проводится, в первую очередь, для американских ВВС, которые с интересом смотрят на высотные аэростаты, как на перспективные средства разведки и ретрансляционные станции связи.
Кстати, стоимость постройки Ascender составила $500 тысяч. Это намного дешевле беспилотных самолётов-разведчиков, таких как широко известный Global Hawk ($30 миллионов вместе со всем наземным оборудованием).
Если всё пройдёт успешно, военные должны решить нужно ли компании приступать к следующей фазе проекта подготовке аэростата, способного курсировать на больших высотах не менее пяти суток. Такой полёт может состояться к концу 2005 года.
Один из первых, небольших, прототипов Ascender (фото с сайта jpaerospace.com). |
Однако планы у JP Aerospace куда более грандиозные. И они не ограничиваются работой в интересах ВВС.
Ascender длиной 53 метра это лишь промежуточный этап на пути создания серии более крупных аэростатов.
Сейчас компания разрабатывает долговременную, парящую почти на границе космоса, станцию под названием Dark Sky Station с поперечником 3,2 километра.
Она должна висеть или медленно дрейфовать на высотах до 42 километров и нести на борту обитаемую исследовательскую станцию, экипажи на которую доставляли бы маленькие пилотируемые аналоги Ascender.
53-метровый Ascender готов к полёту на 30-километровую высоту (фото с сайта jpaerospace.com). |
Один оборот вокруг Земли занимал бы у гигантского корабля от 3 до 9 дней.
| ||
Положительную роль в рекордном подъёме сыграла бы и аэродинамика этого аппарата.
Джон Пауэлл (John Powell), основатель компании, утверждает, что уже в конце 2004 года ионные двигатели будут установлены на высотном аэростате и испытаны на высоте 30 километров.
Калифорнийские инженеры не готовы предсказать сколько лет понадобится для вывода в космос первых многокилометровых машин. Тем более, что открытым остаётся вопрос о финансировании столь смелого проекта.
Но такие аппараты, полагает Пауэлл, могли бы заменить нынешние космические корабли во многих сферах применения, заполняя промежуток между высотами, освоенными самолётами и высотами, на которых летают низкоорбитальные спутники.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru