Американские и австралийские учёные совместными усилиями вывели новую породу творческих существ. Правда, созидательное начало межконтинентального киборга сосредоточено в США, откуда несколько тысяч крысиных нейронов движут кистью бездушного австралийского робота.
Мы уже рассказывали об экспериментах группы Стива Поттера (Steve Potter), ведущихся в лаборатории нейроинженерии технологического института Джорджии (Laboratory for NeuroEngineering Georgia Institute of Technology). Речь шла о миниатюрном трехколёсном роботе Hybrot размером с упитанную крысу, управляемом органической, крысиной же, нервной структурой.
На то, чтобы добиться от своего практически безмозглого питомца хоть каких-то двигательных рефлексов, учёные отвели минимум полгода.
Означенный срок ещё не истек, а нервной субстанции грызуна уже найдено новое применение — художественное.
| ||
Само название MEART образовано из слов MEA (Multi-Electrode Array — мультиэлектродный массив) и Art (искусство). Столь же механистичной, как и словообразование, является инженерная реализация эстетического манифеста создателей биоробота.
Электродная сеть соединяет крысиные нейроны с компьютером, который, с одной стороны, преобразует электрическую активность нервных клеток в двигательные инструкции роботу, и, с другой, производит раздражающие электрические воздействия на нервные клетки.
Компьютер, в свою очередь, уже через электронную сеть и в режиме реального времени, сносится по интернетовскому протоколу TCP/IP с расположенной на другом краю Земли, в далёком Перте, лабораторией совместных исследований искусства и науки (The Art & Science Collaborative Research Lab) университета Западной Австралии (University of Western Australia).
MEART крупным планом (фото fishandchips.uwa.edu.au). |
Именно здесь, на австралийском континенте, потоки сознания крысиных нейронов изливаются на бумагу, претворяясь в художественные образы. Компьютерные команды находят, наконец, своего адресата — робота-руку — при помощи трёх цветных фломастеров запечатлевающего видения изолированного фрагмента крысиного разума.
Но, чтобы не дать творцу зачахнуть в своей стеклянной тюрьме с электродной решёткой, надо всё же снабжать его какой-то духовной пищей. В качестве таких "зрительных" образов MEART предлагаются определённым образом обработанные фотографии австралийцев-посетителей выставки крысиных артефактов BIOFEEL.
Под микроскопом виден массив электродов в нервной ткани крысы (фото fishandchips.uwa.edu.au). |
Эти снимки сжимаются до 60-пиксельных чёрно-белых мозаик, и передаются обратно в Америку, где каждый из 60 электродов стимулирует, в соответствии с уровнем серого цвета на своём участке картинки, подведомственный ему фрагмент нервной ткани. Что даёт экспериментаторам повод утверждать, будто MEART рисует портреты зрителей своих картин.
Двусторонний обмен данными (стимуляция и чтение нервных реакций) происходит каждые несколько секунд, а работа над одним рисунком длится порядка получаса.
Мозг MEART обитает в Америке. Общий вид установки (фото fishandchips.uwa.edu.au). |
Как несложно догадаться, никакого сходства между "портретом" и оригиналом нет и быть не может. Оно теряется уже на начальном этапе пикселизации изображения. Кроме того, лабораторная биокультура из нескольких тысяч нейронов не есть полноценный мозг.
| ||
И вообще, конечно, рисунки MEART — не искусство в привычном понимании, а лишь некая графическая иллюстрация работы нервных клеток. Тогда зачем было устраивать весь этот балаганный аттракцион с недокрысой-живописцем?
Затем, что если не заниматься подобными исследованиями, то не стоит надеяться на дальнейшее развитие кибернетики, робототехники и нейроинженерии. Ведь не одной же электронной элементной базой заниматься, это как раз проще всего.
К чести изобретателей MEART стоит заметить, что, вне зависимости от научного уровня разработки, она уж точно подана в красочной, в прямом и переносном смысле, упаковке.
Вот как формулирует свою задачу сам Поттер, руководитель американской части проекта: "Мы пытаемся создать сущность, которая со временем будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство. Я надеюсь, что это слияние науки и искусства побудит художников к размышлениям о науке, а учёных — об искусстве и необходимом минимуме для создания творческой единицы.
Один из зрителей и его 64-пиксельное изображение (фото fishandchips.uwa.edu.au). |
Как учёный, я надеюсь, что мы сможем смотреть на её рисунки и видеть в них некоторые свидетельства обучения. Тогда мы сможем исследовать культурную ткань под микроскопом, чтобы понять процессы обучения на клеточном уровне".
Глава австралийской команды, Гай Бен-Арай (Guy Ben-Ary), более лаконичен и прагматичен: "Цели состоят в том, чтобы лучше изучить работу мозга и применить это знание для создания различных типов искусственных вычислительных систем".
Интерьер австралийской студии художника (фото fishandchips.uwa.edu.au). |
Пока не очень понятно, как именно команда будет изучать крысиные каракули. Хотя один из методов напрашивается сам собой. Всего для эксперимента использовалось 15 разных нейронных культур, большинство из которых живёт и здравствует, успешно разрастаясь и развиваясь.
Было бы интересно формализовать "творческую манеру" каждой из лабораторных склянок, и тут не обойтись без помощи искусствоведов.
Одна из графических работ MEART (фото fishandchips.uwa.edu.au). |
Работы MEART будут экспонироваться на открывающейся 12 июля 2003 года в Нью-Йорке выставке "Робохудожники: смотр талантов" (ArtBots: The Robot Talent Show), где творчество нашего полуживого робота предстанет в контексте творений его неодушевлённых коллег по цеху.
Вне современного художественного контекста избранные рисунки MEART можно посмотреть здесь. Согласитесь — вполне состоятельная и самостоятельная абстрактная графика.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru