"Была!" это ответ на вопрос "Была ли в начале 1960-х виртуальная реальность?" Причём человек, которого многие теперь называют отцом виртуальности, не был компьютерщиком, учёным или инженером. Он был молодым кинематографистом.
Идея пришла в его голову ещё в 1950-е: "Почему мы остановились на двухмерных картинках, которые охватывают только 18% визуального поля? Почему бы ни сделать трёхмерное изображение, которое заполнит все 100%, и сопроводить его стереофоническим звуком?"
Так думал начинающий труженик Голливуда, а по совместительству изобретатель, по имени Мортон Хайлиг (Morton Heilig), который в 1962 году получил патент на чудо техники под названием Sensorama.
Понятно, что слово образовалось от "sense", что означает "чувство".
А "rama" тут предположительно от "панорамы". На русский "Sensorama", исходя из её назначения, можно было бы перевести, как "чувствительница".
| ||
О, да. Как тут не вспомнить советские игровые автоматы? "Морской бой", "Охота", скачки на мониторе? А вот никак, обойдёмся без нездоровой ностальгии по докомпьютерным временам. Не будем.
Поскольку Хайлиг был кинематографистом, то и ставил своей целью расширить до предела рамки кино: добавить к изображению и звуку вкус, осязание и запахи. Он мечтал стать первым человеком, который откроет людям новый удивительный мир, отправит их Туда.
Sensorama представляла собой, как бы сейчас сказали, автоматизированное рабочее место. Человек садился на стульчик, засовывал голову в специальную камеру и совершал виртуальную поездку на мотоцикле по улицам Бруклина.
| ||
Кроме того, он (благодаря вибраторам) чувствовал выбоины на дороге и посредством системы подачи запахов вдыхал аромат жасмина и другие обонятельные радости. Говорят, помимо езды на мотоцикле, предлагалось "поприсутствовать" на балете.
Само собой, ничего цифрового в "Сенсораме" не было сплошной аналог, потому не было и никакой обратной связи или интерактивности. Эти так называемые мультисенсорные экскурсии являлись пассивным переживанием.
Нужно ещё отметить, что трёхмерное кино не было изобретением кинематографиста Хайлига. "Баловство" со съёмками сразу с трёх камер и показом одновременно с трёх проекторов на полукруглом экране началось в 1952-м, а к концу интерес к нему даже начал падать. Называлось это, кстати, Cinerama.
| ||
Создатель "Сенсорамы" обратился к миру бизнеса, надеясь найти финансовую поддержку, но бизнесмены автомат не оценили.
Он был действительно слишком революционным, тяжёлым и дорогим для своего времени.
Никто не рискнул вкладывать в него деньги.
В общем, автомат Sensorama так и остался (или был) в одном единственном экземпляре и больше о нём неизвестно ровным счётом ни-че-го.
Тем не менее, о Мортоне Хайлиге помнят, приводят в пример, справедливо отмечая, что его механическое чудо дало толчок развитию виртуальной реальности. Разве нет?
Статья получена: Membrana.ru