Рассказывая о новой системе городского транспорта, её авторы упорно употребляют термин "горизонтальный лифт". Не столько для выделения её в ряду похожих новаторских проектов, сколько для подчёркивания удобства и простоты использования.
Во многих городах мира жители, а особенно, те, кто приезжает на работу из пригородов, сталкиваются с одной проблемой: парковка машины в центре города – это головная боль, а многочисленные, вроде бы, виды общественного транспорта зачастую не могут доставить человека близко к желаемой цели.
Пресловутая "пешеходная доступность", то есть 200-300 метров пешком, остаётся во многих случаях мечтой.
Американская фирма Village Technology полагает, что нашла изящное решение этой проблемы.
Она разработала и запатентовала систему SMRrTRAM.
Название это навевает понятия "умный" и "трамвай". И это неслучайно. Правда, первая буква в странном имени, судя по всему, появилась от слова "синхронизация", ибо это ключевой момент изобретения.
| ||
Полосы эти могут занять первую полосу на обычной проезжей части. Но архитектор Джон Альт (John Alt), президент Village Technology и изобретатель SMRrTRAM, говорит, что при "встраивании" системы в существующую городскую инфраструктуру, скорее, нужно будет отнять толику ширины у тротуара.
Кстати, ширина полосы для SMRrTRAM составляет всего 240 сантиметров, и по ней одновременно ездят вагоны в обоих направлениях.
Как так? Изюминка системы не в самих трамвайчиках и даже не в выделении для них особой полосы. Дело в том, что в масштабах целого города (или района), в котором действует система, все вагоны движутся синхронно. Одновременно подъезжают к остановкам, одновременно высаживают и принимают пассажиров, одновременно отправляются к следующей точке.
При этом два вагона, встретившиеся на остановке лоб в лоб, сначала открывают двери, дают пассажирам возможность выйти и войти, после чего синхронно трогаются: один из вагонов объезжает второй по короткой веточке, устроенной тут же.
Так как все вагоны передвигаются синхронно, они всегда встречаются только на остановках. Потому-то для их движения достаточно одной линии.
Прямоугольная сетка таких линий работает по аналогичному принципу – на остановках все объезжают друг друга. А на перегонах между остановками пользуются одной дорожкой для движения в разных направлениях.
| ||
То есть, максимальная скорость окажется небольшой – примерно как у бегущего человека. А значит, случайно попасть под такое транспортное средство будет затруднительно.
Если к этой повышенной безопасности добавить нулевой выхлоп и низкий уровень шума, становится ясно, почему авторы системы говорят, что она прекрасно подойдёт не только для обычных улиц, но и для парков и для пешеходных зон.
Двигаются вагоны автоматически. По команде единого компьютера. На своей дорожке их удерживает следящая система, которая "глядит" на яркую полосу, нанесённую на асфальт.
Хотя вагоны могут ездить без водителей и тут предусмотрена масса систем безопасности, в вагоне есть и кабина. Даже две (с каждого конца). С водителем пассажиры будут себя чувствовать спокойнее, пусть его функция сведётся к перестраховочному наблюдению за работой автоматики.
К слову, по заверениям Village Technology, электроника, синхронизирующая работу всех вагонов сети, будет способна подстраиваться под неожиданные изменения обстановки.
Скажем, она притормозит вагоны, если на одном из участков на специальную дорожку выедет автомобиль, и потом всё равно добьётся одновременного прибытия кабинок к остановкам.
Впрочем, спецполосу можно и огородить от постороннего транспорта. А вот сами вагончики, разумеется, смогут (например, на перекрёстках) покидать свою "линию" по команде водителя. Для объезда препятствия или для того, чтобы уехать в парк (в ремонтную мастерскую).
Вагоны SMRrTRAM имеют электрический привод. Интересно, что тут нет никаких проводов или рельсов. Машинки заряжают свои аккумуляторы на каждой (или почти каждой) остановке, благодаря бесконтактной системе индукционных катушек, скрытых в асфальте.
| ||
Компания даже набросала эскизы: как можно встроить SMRrTRAM в целый ряд городов мира. С минимальными переделками. Это авторы системы считают главным своим козырем против прочих перспективных комплексов транспортировки горожан.
Одна дорожка шириной менее 2,5 метров на всю улицу. "Осторожные" и не очень быстрые вагоны. Автомобильные колёса. Отсутствие какого-либо специального оснащения на дистанции (кроме нарисованной линии): ни рельсов, ни эстакад над улицей, ни проводов.
А, между тем, производительность одной такой линии до 5760 человек в час (сумма в обе стороны).
Удобство же системы таково, что авторы постоянно сравнивают её с лифтом. Судите сами: пол вагона находится почти на уровне тротуара. Три широкие двери вагона обеспечивают быструю посадку. Одна единственная остановка (словно холл на этаже здания) даёт пассажиру возможность отправиться в любую сторону. Регулярность хода, как у часов, и возможность подъехать почти до дверей офиса…
Альт считает, что данная система наконец-то сделает популярными так называемые стоянки-перехватчики для автомобилистов, въезжающих в деловой центр города из окраинных районов.
Его фирма подчёркивает удобство совмещения таких автостоянок (так же, как и стоянок в аэропортах и на вокзалах) с конечными остановками системы.
| ||
То есть пользование SMRrTRAM видится Джону так: человек приезжает из пригорода на стоянку, покупает карточку системы и, заплатив сразу и за стоянку авто, и за неограниченное пользование SMRrTRAM в течение суток – отбывает к офису на вагонах-лифтах.
В течение дня он с удобством перемещается по городу, а вечером забирает машину со стоянки.
По оценке американской компании, стоимость развёртывания их системы вдвое ниже, чем у известных конкурирующих проектов подобного плана.
Американцы уже нашли в Канаде компанию, которая согласилась наладить серийный выпуск этих самых "горизонтальных лифтов". Дело за малым. Нужно, чтобы власти какого-нибудь города решили развернуть "умные трамваи" у себя.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru