Оранжевая капля, сделанная в Австрии это потенциальный фетиш для людей богатых, подтянутых, экстравагантных, любящих эффектный стиль и всё высокотехнологичное, а ещё, сочувствующих "зелёным".
На международном автошоу во Франкфурте (Internationale Automobil Ausstellung — IAA 2005) австрийская компания Magna Steyr представила MILA Concept Magna Innovation Lightweight Auto, то есть "Инновационный лёгкий автомобиль от Magna".
Этот одноместный спортивный автомобиль, работающий на сжатом природном газе, в отличие от многих "шоу-мобилей", являющихся макетами, полностью работоспособен.
Выбор топлива продиктован соображениями экономичности. ДВС, рассчитанный только на питание сжатым метаном, показывает больший КПД, чем бензиновый мотор.
Компания пишет, что КПД можно довести до 32%, против 25% у бензинового мотора.
Да и экология в плюсе. MILA соответствует строгим калифорнийским нормам на автомобили с "частично нулевым" выхлопом. Что означает по некоторым химическим соединениям выхлоп не просто низок, но отсутствует.
В этом смысле метан как топливо превосходит и бензин, и солярку и нефтяной газ.
Конструкция машины подразумевает сравнительно лёгкое проектирование удлинённой, двухместной версии (фото с сайта magnasteyr.com). |
Мощность в 150 лошадиных сил позволяет MILA разгоняться более чем до 200 километров в час и ускоряться от 0 до 100 километров в час за 6,9 секунды.
Во многом такие показатели – результат низкого веса автомобиля – всего 850 килограммов. Рецепт был таков: каркас из алюминиевого сплава, высокопрочная стать в узлах шасси и внешняя оболочка из полимеров.
Вы, конечно, скажете, что такой вес для одноместной машины – не слишком-то и мал. Но нужно учесть, что MILA соответствует всем нормам по пассивной безопасности.
Тут, к слову, на себя обращает внимание цельный (без стоек) прозрачный полимерный колпак, заменяющий двери. Стильно, но выглядит непрочно.
Австрийцы говорят, что действительно, в случае серийного производства этой модели, такой колпак следует всё же заменить составным (из трёх элементов), сделанным из стекла-триплекса.
| ||
Так, всё же, почему метан? Многие специалисты считают, что, пока водородная энергетика на транспорте находится в стадии экспериментов, рост парка машин, потребляющих сжатый газ – это реальный выход из экологического тупика. Благо, и метана на Земле много, и инфраструктура по его распределению (включая сеть компрессорных станций-заправок) – давно существует.
Германские эксперты недавно посчитали, что в ближайшие годы в Европе число машин, работающих на природном газе, составит многие миллионы, а к 2020 году их доля на рынке вырастет до 4%.
Добавим, что и сейчас в Европе немалое количество легковых машин способно переключаться с питания от бензобака на питание от баллонов со сжатым газом. У нас же, к примеру, гораздо больше известны переоборудованные автомобили, потребляющие бензин и сжиженный нефтяной газ (пропан и бутан).
Но метан имеет много преимуществ. Он допускает применение двигателя с высокой степенью сжатия. Он сравнительно просто очищается перед поставкой на компрессорные станции – заправки авто. Он очень дёшев (кубометр метана раза в 2-3 дешевле литра бензина).
При этом по теплотворной способности 1 кубометр метана эквивалентен 1,2 литра бензина. В то время как 1 литр пропанобутановой смеси в энергетическом отношении равен примерно 0,82 литра бензина.
Другое дело, что энергетику голубого газа ещё нужно уметь реализовать в полной мере. В битопливных движках, в которых сохранена способность работы на бензине – это удаётся плохо.
Впрочем, у данного монотопливного концепта параметры также не слишком высокие. Для машины на одного.
Пробег MILA на одной заправке составляет 200 километров. А 76 литров сжатого метана – это приблизительно 15 кубометров несжатого. Впрочем, концепт он и есть концепт.
Про ёмкость багажника ничего не сообщается. Главное, чтобы сумка для гольфа помещалась (фото с сайта magnasteyr.com). |
А сможет ли когда-нибудь MILA превратиться в мелкосерийную машину? Сама компания Magna Steyr выпускать эту машину не будет. Но она ищет партнёра, который мог бы этим заняться, доведя концепт до состояния проекта, действительно готового к серийному производству.
По оценке компании, чтобы поставить MILA на конвейер, нужно потратить меньше двух лет.
Найдутся ли, однако, покупатели на такой автомобиль? Думается, да. Привлекательность экономии денег на заправках мы тут же отвергаем. Ясно, что подобный спорткар купит богатый человек, в качестве второго-третьего автомобиля в семье.
В этом смысле MILA похож на экзотический Atom 2, как и австрийский автомобиль, навевающий одним своим видом ассоциации с Формулой-1.
MILA – машина для индивидуалистов (фото с сайта magnasteyr.com). |
Вот и получается: с загрязнением воздуха такие машины побороться не смогут, просто потому, что их будут единицы (если вообще – сделают серийными). Но пример тоже значит немало. Глядишь, на один метан (без сохранения способности "есть" бензин") начнут переводить и легковушки гольф-класса.
Интересно, что для России, с её запасами газа, такой перевод автопарка вполне имеет смысл, но активнее этот процесс, почему-то идёт в Европе.
Ну не зря же, вот, в Германию новый газопровод из России тянуть собираются.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru