Наибольшие грузы на планете поднимают корабли. Но есть в мире машины, для которых сами корабли – это груз. Машины эти строят серийно, хотя вещи, которые им приходится возить – серийными никак не назовёшь. Это могут быть и уникальный храм, и морская шельфовая платформа.
Европейская южная обсерватория (ESO), являющаяся предприятием европейских правительств, но расположенная в Чили, подписала контракт с германской компанией Scheuerle Fahrzeugfabrik.
Немцы поставят в Чили целую серию машин-монстров, которые должны помочь европейцам в создании уникального радиотелескопа.
Проект называется "Большое множество миллиметровых антенн в Атакаме" (Atacama Large Millimeter Array ALMA).
Более 60 антенн будут размещены в различных точках высокогорного плато Chajnantor. Все они будут работать как единый телескоп. При этом, изменяя относительное расположение антенн, астрономы рассчитывают менять угол обзора и разрешение своей "суперлинзы", в зависимости от текущих задач наблюдения.
Так будет выглядеть комплекс ALMA (иллюстрация с сайта eso.org). |
А ещё проект предусматривает транспортировку антенн с участка монтажа и обслуживания, лежащего на высоте 2,9 километра над уровнем моря, на рабочий участок, расположенный на высоте 5 километров над уровнем моря.
Потому астрономы и обратились за помощью к Scheuerle, как пишет ESO, мировому лидеру в проектировании и изготовлении уникальных транспортёров, рассчитанных на массивные и крупногабаритные грузы.
ALMA transporter сам должен грузить и разгружать свою ношу. Обратите внимание на человека и джип рядом с "грузовичком" (иллюстрация с сайта eso.org). |
Им придётся работать в тяжёлых условиях высокогорья, где мало кислорода, как для людей, так и для дизелей. Они будут подниматься на 2 километра в гору со своим 110-тонным грузом, при этом транспортёры должны будут устанавливать антенны на их места с миллиметровой точностью.
Всё это президент Scheuerle Ганс-Йорг Хабернегг (Hans-Jörg Habernegg) назвал "вызовом для компании". Но, поближе познакомившись с уникальными транспортными операциями, которые немцы уже выполняли, убеждаешься, что телескопы они сочтут не столь уж сложным грузом.
Транспортёр Scheuerle для работы в верфях: 100 колёс, габариты 23 х 8 метров, грузоподъёмность 150 тонн (фото с сайта scheuerle.de). |
Это и называется модульный транспортёр: несколько машин стыкуют бок о бок и друг за другом (фото с сайта tspsalesandservice.com). |
| ||
Мы подробно рассказывали об этой уникальной машине.
Почему мы подчеркнули "единичное"? Дело в том, что Scheuerle, как и другие компании, специализирующиеся на тяжёлых прицепах и самоходных транспортёрах, создаёт не только простые "тележки" (хоть просты они лишь на вид), но делает так называемые модульные транспортёры.
Что это такое? Представьте прямоугольную платформу на огромном количестве колёс, которые установлены не только по бокам, но под всем днищем.
Авиалайнер в Германии, храм в Словакии и завод на Аляске – таковы грузы Scheuerle (фото с сайта scheuerle.de). |
Если всё это хозяйство оснастить кабиной водителя – получится обычный одиночный транспортёр Scheuerle, предназначенный для небольших, по меркам этих монстров, грузов: тонн в 50-200.
Но если нужно везти более массивные и крупные сооружения, типа зданий, то из таких прямоугольных "доминошек" Scheuerle готова состыковать транспортёр любого желаемого размера.
Два, четыре, шесть таких модулей жёстко соединяются по ширине и длине. Получается многоножка, способная двигаться сама и поворачиваться на довольно маленьком пятачке.
Южная Корея, 2004 год. Вес секции судна – 3 тысячи тонн. Её везут три самоходных транспортёра Scheuerle тысячетонного класса (144 колеса у каждого). Причём три машины не соединены между собой. Точность позиционирования достигала одного миллиметра: эту секцию пододвигали к другой такой же, для сварки. Такая транспортная операция была выполнена впервые в мире (фото с сайта scheuerle.de). |
| ||
Через 10 лет компания была уже лидером в этой "области" техники. В 1957 году машины Scheuerle возили на спине уже 500-тонные сооружения.
Неудивительно, что в 1960-м именно им доверили транспортировку на новое место жительства колоссального скального храмового комплекса Абу Симбел в Египте (при строительстве Асуанской плотины).
Среди интересных работ техники Scheuerle перевозка сверхзвукового лайнера Concorde из аэропорта Карлсруе в музей Зинсхайма.
Ещё одна работа многоножки Scheuerle (фото с сайта scheuerle.de). |
На этом фоне уже не вызывает особого удивления, что каждый ALMA transporter будет иметь собственную массу 150 тонн; при длине 16 метров, ширине 10 метров и высоте 4,5 метра.
Первый транспортёр должен прибыть на место событий летом 2007 года, как раз к моменту поставки изготовителями первого телескопа ALMA.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru