Да, пожалуй, трамвай – наиболее подходящее определение для этого представителя электрического транспорта. Но, заметьте, трамвай этот был построен в XIX веке, и рельсы его находились под водой. Даже сегодня вряд ли кто рискнёт построить подобное. А в 1890-х такой человек нашёлся. В Англии.
Звали его Магнус Фольк (Magnus Volk), родился он в 1851 году в Брайтоне и слыл большим изобретателем.
К примеру, его дом был одним из первых в стране освещён электричеством. А одним из первых новшеств Фолька было его воздействие на башню с городскими часами.
На вершине этой Clock Tower была мачта, а на ней шар. И вот Магнус устроил так, что шар при помощи гидравлической системы постепенно поднимался на вершину, а по истечении часа с грохотом падал на крышу башни.
К сожалению, современники не смогли по достоинству оценить это изобретение. По причине ежечасного шума. Но провал Фолька не остановил.
Тем более, что в это время он вовсю развивал своё детище, впоследствии принесшее ему истинную славу. Это была первая в Великобритании электрическая железная дорога, открытая в ноябре 1883 года.
Железная дорога Фолька и без морского трамвая волновала пассажиров. Рельсы стояли на бетонных сваях у самой кромки моря (фото с сайта citylibraries.info). |
Поначалу она бежала вдоль берега, её длина не превышала нескольких сотен метров. Но потом её удалось протянуть до Banjo Groyne, после чего возникли проблемы, точнее – образовался тупик.
Фольк с тоской мечтал проложить дорогу до Роттингдина (Rottingdean), но ландшафт такой шалости, казалось, не позволял: нужно было либо делать крутой подъём на вершины непостоянных утёсов, либо строить дорогой обходной путь. Ни один из этих двух вариантов изобретателя не удовлетворял, и он остановился на третьем – решил придумать ещё что-то.
В голову Фолька пришла лихая идея выдвинуться на берег моря. Но ведь это приливно-отливная зона, значит пассажиров нужно везти по воде или над ней. Это был дерзкий вызов изобретательности, и Магнус его с удовольствием принял. Такого рода трудности он любил.
О цене билета на морской трамвай история умалчивает (фото с сайта mybrightonandhove.org.uk). |
Фольк разработал план и к 1894 году нашёл деньги на его осуществление. Строительством дороги занялась компания British Thomson-Houston. Для начала в 60-100 метрах от берега были уложены бетонные блоки. По ним прошли два набора рельсов, расстояние между которыми было 5,5 метров.
Что касается питания транспортного средства, то поначалу Магнус хотел обеспечить его электричеством от батарей, но потом передумал – были установлены мачты для проводов.
Единственный трамвай, получивший название "Пионер" (Pioneer), был построен компанией Gloucester Railway Carriage & Wagon и, конечно же, стал самой странной вещью из всех, что эта фирма когда-либо производила.
По этим двум снимкам можно судить, насколько глубоко погружались в воду "Папины длинные ноги" (фото с сайта yeoldesussexpages.co.uk). |
Он весил 40 тонн и стоял на четырёх стальных ногах 8,2 метра длиной каждая. Все ноги заканчивались чем-то вроде маленькой субмарины на четырёх колёсах. Тут же имелись скребки, чтобы убирать с рельсов водоросли и гальку, ведь во время прилива 4,5 метра ног оказывались под водой.
Для пассажиров (всего их в трамвае помещалось около 150) были предназначены стоящий на платформе комфортный вагон, подобие палубы вокруг него и площадка на крыше.
В вагоне был роскошный салон, являвшийся чем-то средним между каютой корабля, купе поезда и, собственно, трамваем.
| ||
Правда, окна железнодорожного типа, глядящие в сторону моря, были закрыты тяжёлыми шторами.
Поскольку Pioneer практически приравнивался к судну, на нём всегда должен был находиться опытный моряк, разбирающийся в капризах водной стихии.
Также здесь были флаг и судовой колокол. Во имя безопасности на "корме" имелась спасательная шлюпка, на борту множество спасательных поясов и несколько спасательных же кругов.
В сентябре 1896 года странную дорогу осмотрело министерство торговли. Испытания, как и положено, проходили в неблагоприятных погодных условиях при сильном ветре.
1897 год. Восстановленный "Пионер" прибывает на пирс (фото с сайта citylibraries.info). |
Кроме того, на рельсы подкинули различные препятствия, вроде груды древесины и бетона, железных брусков и тому подобного.
Инспекторы были удовлетворены, однако приказали установить в трамвае на всякий пожарный случай телефон и кое-что подправить по мелочи.
Церемония открытия революционного пути сообщения состоялась в полдень в субботу 28 ноября 1896 года. Причудливый трамвай, преодолевающий расстояние около 4,5 км за 35 минут, стал настоящей сенсацией.
| ||
Но существуют и другие варианты написания, например, Daddy-Longlegs (Daddy Longlegs) или же Daddylonglegs этим словом обозначают длинноногое двукрылое насекомое, долгоножку.
К несчастью, "Долгоножка" просуществовала совсем недолго. Уже 4 декабря 1896 года на море в течение нескольких дней бушевал сильный шторм.
Нанесённые им повреждения были настолько серьёзными, что линия была закрыта, пришлось задуматься о строительстве второго трамвая. Однако предполагаемые затраты на ремонт оказались чрезвычайно высоки. К тому же "Пионер", отбуксированный к пирсу в Роттингдине, в конце концов, опрокинулся.
Тем не менее, повторное открытие "Долгоножки" состоялось в июле 1897 года после того, как было внесено множество изменений и усовершенствований.
Но компания тяжёло переживала потери, и в 1901 году трамвай был закрыт уже окончательно. На тот момент власти решили усилить защиту побережья и установить волнорезы, которым дорога мешала.
Оказавшееся весьма кстати предложение о закрытии Фольк принял, по соглашению он даже получил материальную компенсацию и вложил деньги в свою наземную железную дорогу.
Всё, что сегодня сохранилось от революционного проекта Магнуса Фолька (фото с сайта mybrightonandhove.org.uk). |
Длинноногий "Пионер" дожил, по меньшей мере, до 1909 года, после чего был, наконец, демонтирован вместе с пирсом и остатками рельсов.
Получившийся в результате металл ушёл в Германию, и, без сомнения, возвратился оттуда в Великобританию во время Первой Мировой войны. Правда, в несколько отличной от морского трамвая форме.
Единственное, что осталось от дороги сегодня это покрытые водорослями бетонные блоки, на которых когда-то лежали рельсы.
Магнус Фольк умер в 1937 году. Его электрическая дорога, закрытая в годы войны, вновь заработала в апреле 1948-го. Поезда прекратили ходить по ней в 1952-м, но остатки линии продолжают привлекать туристов.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru