Во многих тепловых машинах, будь то ДВС в автомобиле или котлы и турбины огромных электростанций, немалая доля энергии теряется с выхлопом. А массовых устройств для утилизации этого дарового тепла до сих пор нет. Почему?
Казалось бы, стоит преобразовать в полезную энергию (электричество или вращение выходного вала) хотя бы часть бросового тепла — и общий КПД двигателя или электростанции заметно вырастет. Решений этой задачи мир видел немало (и термоэлектрические преобразователи, и дополнительные турбины на легкокипящих жидкостях), но ни одно из них не получило действительно широкого распространения.
Причина в том, что КПД дополнительных преобразователей не может быть высоким — несколько процентов, не больше, ведь разница между температурой выхлопных газов и окружающей среды невелика. А раз так, возникает вопрос: "Стоит ли овчинка выделки?". И тут ключевым моментом становится стоимость преобразователя.
Свой миниатюрный паровой движок изобретатель поставил и на лодку (фото с сайта greensteamengine.com). |
Один из оригинальных проектов такого рода — миниатюрная паровая машина калифорнийского изобретателя Роберта Грина (Robert Green), основавшего компанию Green Steam Engine ("Паровая машина Грина" или "Зелёная паровая машина" на выбор — оба варианта перевода подходят замечательно).
Построенные Грином образцы весят примерно 2,3 килограмма, не считая маховика. Правда, выходной мощности изобретатель не сообщает, так что сравнивать машинки не с чём. Но в любом случае видно, что они устроены проще, чем паровые машины прежних систем.
Основные узлы движка: 1 — маховик, 2 — трансмиссия, 3 — паровые цилиндры, 4 — золотник, 5 — водяной насос, 6 — змеевик для предварительного подогрева воды, 7 — точки опоры для цилиндров (они же — каналы для подачи пара). Остальные элементы — например, паровой котёл, — в кадр не попали (фото с сайта greensteamengine.com). |
| ||
Правда, тогда автор говорил лишь об устройстве, которое преобразует вращение вала в возвратно-поступательное движение. Причём изюминкой механизма являлась возможность от одного кривошипа двигать взад-вперёд сразу несколько рычагов, да ещё (при необходимости) каждый из них — со своей амплитудой и произвольной фазой. И всё это — при минимуме деталей.
На рисунке из патента показаны главные детали механизма: 11 — вал, 12 — кривошип, 15 — гибкий упругий стержень, 17 — поперечные рычаги, 20 — продольные рычаги (здесь их три, но число может быть любым: 1, 2, 4, 6…).
Нужно отметить, что стержень 15 может отклоняться в любую сторону, но при этом не вращается вокруг своей оси. Сочленение 14 позволяет ему свободно проворачиваться по отношению к кривошипу. Места же крепления гибкого стержня к корпусу механизма и узлу 14 — это жёсткие заделки. Также не вращается, а лишь наклоняется в разные стороны треугольник 22. При вращении вала рычаги 20 будут двигаться вверх и вниз. Причём их можно располагать по окружности неравномерно — будет меняться фаза их колебаний. А варьируя длину рычагов 17, можно менять амплитуду колебаний рычагов 20.
| ||
В ней продольные рычаги оказались связаны с поршнями расширительной машины, а один из них — с золотником, переключающим подачу пара между цилиндрами. Этим же рычагом приводится в действие водяной насос.
Цилиндры паровой машины установлены на шаровых опорах, которые позволяют цилиндрам совершать небольшие колебания вверх-вниз и вправо-влево при вращении маховика и колебаниях треугольника (вообще-то эта деталь, связывающая кривошип и поперечные рычаги, может иметь любую форму — прямоугольника, диска и так далее).
Шаровые же опоры одновременно являются полыми каналами, по которым в цилиндры подаётся пар.
Различные вариации паровика Грина приводят в действие ручной инструмент и генератор. Справа: паровик, дополненный конденсатором пара. Внизу: вариант с тремя паровыми цилиндрами и шестью продольными рычагами, по три на поршни паровой машины и на золотники (фотографии с сайта greensteamengine.com). |
Такая машинка могла бы найти применение в автомобилях. Но сам Грин полагает, что его аппарат, в первую очередь, может стать универсальным движком для вращения различных домашних машин — небольших водяных насосов, маленьких деревообрабатывающих или шлифовальных станков, электрических генераторов для зарядки автомобильных аккумуляторов. А питаться паровик может практически от любого источника тепла — будь то спиртовка или дровяная печка. Или выхлоп большого ДВС.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru