Как по-японски сказать "двухрежимное транспортное средство"? Очень просто: "добуккуредзимуное торансупорутоное суреддосуво". Но это — если русское словосочетание воспроизвести в японской транслитерации. А на своём языке японец произнесёт "дюару модо бикуру". Или же молча сядет в автобус, который помчит его и по шоссе, и по железной дороге.
Новость заключается в следующем: японская компания JR Hokkaido (Hokkaido Railway Company) объявила, что в апреле 2007 года запустит в эксплуатацию своё двухрежимное транспортное средство DMV (Dual Mode Vehicle). Первым откроется туристический маршрут из Хамакосимицу (Hamakoshimizu) в Мокото (Mokoto) — жёлтые транспортные средства будут ехать в "пункт Б" 11 километров по рельсам, как поезда, а возвращаться в "пункт А" 21 километр по обычным дорогам, как автобусы.
Вам может показаться, что DMV — просто экзотическое развлечение для туристов. Это совсем не так: на любопытных путешественниках двухрежимное транспортное средство лишь пройдёт двухлетнюю финальную обкатку.
А в случае успеха испытаний, в котором JR Hokkaido не сомневается, DMV начнёт выполнять свою главную функцию — перевозить стремительно уменьшающееся сельское население Хоккайдо.
На дороге, где "рельсовые" возможности DMV не видны, автобус способен поразить разве что дизайном. Длинный "нос"? Но ведь надо где-то прятать колёса (фото с сайта sakura.ne.jp). |
DMV проигрывает локомотиву по размерам, но имеет по сравнению с ним ряд преимуществ (фото с сайта sakura.ne.jp). |
| ||
Опытный образец был закончен в 2004 году, и с тех пор машину потихоньку тестируют. 25-местный автобус (то ли дизельный, то ли бензиновый, но — не электрический) имеет задний привод, то есть задние, сдвоенные колёса, обутые в обычные резиновые покрышки, толкают его и по шоссе, и по рельсам. Для железной дороги имеются четыре стальных колеса, которые на асфальте прячутся в корпусе машины.
Переключение режимов происходит быстро — всего за 10-15 секунд.
На этой схеме показан въезд на рельсы с выпуском направляющих роликов и заменой колёс (иллюстрация с сайта washington.edu). |
Затем опускаются стальные "железнодорожные" колёса, а передние "асфальтовые" приподнимаются и повисают над дорогой. Таким образом, по рельсам машина движется на шести колёсах. При съезде на шоссе операция проводится в обратной последовательности.
Автобусы можно сцеплять между собой, но так, чтобы передние колёса каждой из машин всё равно висели в воздухе (фото с сайта sakura.ne.jp). |
В JR Hokkaido также отмечают, что DMV не только устраняет необходимость пересадки пассажиров с поезда на автобус, или наоборот. Он предлагает решение и других важных проблем, например, возникающих на железной дороге после оползней или камнепада — двухрежимная машина просто объедет повреждённый отрезок, если в наличии имеется хоть какая-то дорога.
По непроверенным данным, цена одного автобуса — около $145 тысяч.
Вдали виднеются железнодорожные пути. DMV готовятся к выходу на маршрут (фото с сайта sakura.ne.jp). |
Мы рассказывали про рельсомобили TriTrack, которые сбрасывают колёса и батареи, описывали идею автомобилей на рельсах, сообщали об автопоезде Blade Runner, который дружит с железной дорогой, и, наконец, говорили о том, как из автобуса сделать поезд.
Однако все эти проекты так и остались на бумаге, тогда как "дюару модо бикуру" уже катают представителей японских властей по рельсам и асфальту 3-километрового испытательного участка.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru