Гармошка или черепаха – вот на что похожа эта постройка. У неё много всяких необычных свойств, но особенно интересно то, что её жилое пространство зависит от времени года и от настроения хозяина. И, как ни странно, история этой причудливой выдумки современной архитектуры тянется аж в позапрошлый век.
В 2000 году архитекторы Борис Цайссер (Boris Zeisser) и его супруга Мартье Ламмерс (Maartje Lammers), владельцы голландской фирмы 24H architecture, купили заброшенный домик в шведском заповеднике Glaskogen. Прошло четыре года, и они надумали как следует трансформировать своё приобретение.
Лачуга им досталась, так сказать, историческая – она построена ещё в XIX веке. Но желание изменить её вполне предсказуемо. Всё-таки речь идёт не только о капиталовложении в недвижимость, но и о какой-никакой резиденции, в которой эти люди собрались жить. Поэтому и захотели сделать её комфортнее. А может, архитекторская привычка что-то постоянно строить и переделывать тоже дала о себе знать.
Всё начиналось с этой неприметной избушки (фото с сайта dragspelhuset.com). |
Цайссеру и Ламмерс разрешили увеличить площадь, занимаемую их жилищем, но позволили им занять не больше тридцати квадратных метров. К тому же, строго-настрого запретили трогать ручеёк, протекающий поблизости.
Первоначально планировалось сделать нечто вот эдакое. Правда, что конкретно хотел нарисовать автор этого наброска – трудно сказать с полной уверенностью (иллюстрация с сайта dragspelhuset.com). |
Поначалу они решили, что дом надо сделать в виде крыльев бабочки или чего-то такого, чтобы можно было менять жилое пространство, а площадь, на которую опирается постройка, оставлять практически без изменений. Но такой проект связан с огромными техническими сложностями, которые в этой ситуации ни к чему.
Когда началось строительство и появились эти рёбра, стало очевидно, что вряд ли этот дом может иметь что-то общее с бабочкой (фото с сайта dragspelhuset.com). |
Так и поступили. Цайссер и Ламмерс спроектировали механизм, по которому должен перемещаться дополнительный короб – кусок дома. Внизу этого фрагмента укреплена прочная стальная рама, которая может ездить по роликам, смонтированным на основной неподвижной части дома.
При определённых ракурсах конструкция и днём… (фото 24H architecture/James Silverman). |
… и ночью напоминает задрапированный грузовик (фото с сайта dragspelhuset.com). |
Для окружающей среды Dragspelhuset никакой опасности не представляет. Воду жильцы берут из того же ручья, еду готовят на пропане, помещения отапливают камином – в общем, ничего особенного, обычный загородный домик. Разве что электричество получают от солнечных батарей; впрочем, для европейской "дачи" это, пожалуй, не ахти как удивительно.
Выдвигающаяся комната – главное достоинство Dragspelhuset. Как происходит выдвижение части дома, показано на чертеже внизу (фото с сайта dragspelhuset.com, иллюстрация с сайта arkinetia.com). |
Однако местные лесоматериалы очень мягкие, и постройки из них необходимо красить едва ли не каждый год, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. С красным кедром таких проблем нет, и независимо от погоды – неважно пройдёт дождь или снег – чешуя дома всегда останется красивой и блестящей. А это для Цайссер и Ламмерс очень важно. Эстеты – чего тут ещё сказать?
Дом-гармошка, нависающий над ручьём (фото 24H architecture/James Silverman). |
Интерьер, продуманный, опять-таки, самими же авторами дома, разработан почти в том же ключе, что и внешний вид: всё та же органичная неравномерность, такие же извилистые линии.
Даже уборная, располагающаяся во дворе, сделана в том же "чешуйчатом" стиле (фото 24H architecture/James Silverman). |
В шведском заказнике эта постройка, скорее всего, может считаться не более чем маленькой прихотью художников. Зато, по мнению некоторых архитекторов, в Голландии ситуация может оказаться иной. В этой стране недостаток свободного пространства в городах чувствуется куда острее, чем в Швеции, поэтому дома с апартаментами, созданными по такому принципу, могли бы пользоваться у голландцев большим спросом.
Интерьер Dragspelhuset. Вот только со шкурами северных оленей на полу, стенах и потолке, похоже, перебор (фото 24H architecture/James Silverman). |
Только вряд ли такие дома будут покрывать такой же чешуёй, как у Dragspelhuset – не очень урбанистично. Впрочем, со скучными бетонными джунглями поэкспериментировать никогда не вредно.
Статья получена: Membrana.ru