Современная мода сходит с ума по vintage – старым вещичкам, которые случайно не выбросили в ХХ веке, но ставшими актуальными сейчас. Некоторое время это было эффектным средством сделать странной внешность человека. И вот за дело взялись архитекторы и ландшафтные дизайнеры. Но теперь чтобы сделать диковинной внешность города…
Сейчас одной из наиболее масштабных достопримечательностей западной части Манхэттена является непонятное сооружение: через 22 квартала города на высоте около 10 метров тянется эстакада с проложенной по ней железнодорожной линией. Издалека не очень понятно, что это такое, но вблизи Хай Лайн (The High Line так сами жители называют эту постройку) создаёт шокирующее впечатление: ограждения проржавели, осыпались, а колея поросла травой и кустарником.
Казалось бы, что может сделать муниципалитет с таким чудищем? Конечно, незамедлительно снести, как только это было бы возможно. Однако это оказалось не так просто. Впрочем, давайте по порядку.
Строительство Хай Лайн (фото с сайта thehighline.org). |
Всё, что могли сделать городские власти – это распорядиться об обязательном сопровождении поезда группой всадников с флагами. Люди их в шутку называли "вестсайдскими ковбоями", хотя, конечно, это был мрачноватый юмор.
Вездесущие городские "художники" раньше всех заявили свои права на Хай Лайн (фото с сайта thehighline.org). |
И вот в 1934 году линия приобрела современный вид. В то время это был невероятно амбициозный проект: эстакада длиной в 13 миль проходила над 105 автомобильными перекрёстками! На это было потрачено $150 миллионов – это сегодняшних $2 миллиарда!
В развилках эстакада настолько широка, что хочется приспособить её для спортивных мероприятий (фото с сайта thehighline.org). |
Интересно заметить, что Хай Лайн непосредственно соединяла фабрики и склады, позволяя поездам проезжать прямо внутри зданий!
Простор для фантазии огромен – кому-то эта деталь эстакады напомнит о готических соборах, а кому-то об американских фильмах "нуар" 1940-1950 годов. Справа: гротеск по-манхэттенски железная дорога, идущая из стены в стену (фотографии с сайта thehighline.org). |
Постепенно движение по линии сокращалось, а в 1980-м оно прекратилось полностью. Судя по складывавшимся обстоятельствам, Хай Лайну оставалось существовать недолго.
В середине 1980-х появилась группа предпринимателей, захотевших купить землю под эстакадой, а потом – для собственного удобства – развалить ненужную "железяку". Однако в "жизни" Хай Лайн вдруг появился местный житель Питер Облец (Peter Obletz) – "железнодорожный" энтузиаст, который оспорил в суде угрозу уничтожения эстакады и даже хотел восстановить железнодорожное сообщение по линии. Несмотря на это, в 1991-м дорогу всё же снова "сократили", разрушив её южную часть на протяжении четырёх кварталов.
Кто бы мог представить себе, что место пропитанного мазутом железнодорожного полотна займёт такая вот идиллия? (иллюстрация с сайта thehighline.org). |
Вскоре эти товарищи за компанию с общественной организацией Design Trust for Public Space затеяли огромное множество судебных дел из-за Хай Лайн, из которых с гордостью вышли победителями.
Так запущенная дорога выглядит сейчас (фотографии с сайта thehighline.org). |
Очередной шаг в 2003 году показал всю серьёзность намерений "Друзей Хай Лайн": они устроили международный конкурс идей дизайна Хай Лайн и получили целую гору вариантов от 720 участников из 36 стран! Было из чего выбрать – железную дорогу предлагали сделать чем угодно – от ветряной электростанции до экстремального велотрека.
Эстакада навевает мысли о покинутой много лет назад промзоне (фотографии с сайта thehighline.org). |
Конечный вариант предлагает многофункциональный дизайн эстакады, который будет совмещать в себе всё то, чего не хватает жителю мегаполиса: парки, клумбы, простирающиеся на многие сотни метров, плавательные бассейны, бульвары, спортивные комплексы.
Ещё пара эскизов будущего парка (иллюстрации с сайта thehighline.org). |
Собственно, отрыв этот особенно остро должен ощущаться изнутри, при посещении парка, дабы у людей создавалась атмосфера отдыха и отключения от суеты мегаполиса.
Необычный получится парк: ширина от 10 до 20 метров, а длина – почти 2,5 километра (иллюстрация с сайта archrecord.construction.com). |
А вот окажутся ли они такими же привлекательными в действительности – покажет 2008 год, когда откроются первые секции этой пока что загадочной для многих постройки.
Подчеркнём, что главные элементы конструкции останутся без изменения и будут напоминать посетителям о своей давней и непростой истории. Такой архитектурный vintage получается.
Статья получена: Membrana.ru