Едва успела Ассоциация звукозаписывающих компаний США (RIAA) выпустить очередной отчёт за первую половину 2002 года и вдоволь поплакаться о пиратах, которые суть главная причина снижения объёмов продаж CD, как хакеры вновь вывели сайт Ассоциации из строя. Но между этими двумя событиями успело вклиниться ещё одно.
На новостном сайте журнала Wired была опубликована статья, в которой приводились весьма интересные факты из истории альянса звукозаписывающих компаний.
"Звукозаписывающая отрасль обвиняет в спаде продаж музыкальных альбомов новую технологию, которая позволяет легко копировать и переносить музыку. Ожидается, что это нанесёт колоссальный вред крупным лейблам.
На дворе 1979 год", пишет Wired.
В это время начинается массовое распространение аудиокассет и портативных плееров Sony Walkman. Вот именно их тогда испугались лейблы, и именно столь обычные, и даже устаревающие теперь, аудиокассеты двадцать с лишним лет назад вызвали возмущение и ярость звукозаписывающих компаний, не меньшую, чем нынешние "враги".
| ||
Продажи CD снизились на 7% за первые шесть месяцев этого года. Причиной этому, согласно отчёту RIAA, опубликованному 26 августа, стало увеличение объёмов скачиваемой музыки через файлообменные службы.
Как пишет Wired, те же аргументы Ассоциация приводила два года назад во время судебной баталии с Napster'ом. Тогда, впрочем, продажи CD росли. А теперь они падают, и это, как кажется, доказывает правоту лейблов.
Сейчас, к сожалению, прочитать и процитировать сам отчёт не представляется возможным, поскольку хакеры благополучно "уронили" сайт riaa.com. Так или иначе, ничего нового в этом отчёте не говорится: очередная проповедь против пиратов, файлообменных сервисов и онлайновых хранилищ музыки: "Мы наблюдаем множество красных флажков и слышим тревожный звон: всё это свидетельствует о том колоссальном вреде, который незаконное скачивание оказывает на сегодняшнюю музыкальную индустрию".
| ||
С одной стороны, это довольно странно, с другой вполне естественно: когда в течение долгого времени отдельно взятая компания получает за поставляемые ей товары или услуги стабильную прибыль, у неё складывается впечатление, что так и должно быть всегда. И что прибыли это такая же неотъемлемая их собственность, как и недвижимость или транспорт. Поэтому каждый раз, когда поток денег начинает ослабевать, хочется крикнуть: "Грабят!"
До недавнего времени, так же как и незадолго до начала 80-х годов, лейблы постоянные, стабильные поставщики развлекательного контента получали постоянные, стабильные сверхприбыли, позиционируя себя как единственно возможных "проводников" музыки от рук, ног и голосовых связок музыкантов к ушам счастливых фанатов.
С появлением Sony Walkman и видеоигр поток денег вдруг начал ослабевать. Во-первых, переписать на кассету всё, что угодно, стало чрезвычайно просто, и скорее всего именно тогда и началось повальное копирование всего, что могло понравиться тогдашней молодёжи.
Во-вторых, борьба между салонами видеоигр и музыкальной отраслью за худые тинейджерские кошельки явно не выдумка.
Что изменилось с тех пор? Молодёжь, по большей части, по-прежнему не слишком богата. Выбор, что купить новую игрушку или новую запись любимого исполнителя, стоит ненамного менее остро, чем двадцать лет назад. Хотя, конечно, и носители, и кое-какая продукция заметно подешевели.
Но что касается отношения лейблов к новым технологиям оно с тех пор не изменилось. Лейблы уже снискали себе славу "луддитов", с той лишь разницей, что если исторические луддиты по большей части были оборванцами, то обороты музыкальной индустрии по-прежнему остаются колоссальными. Равно как и власть.
И если на начало 1980-х годов лейблы постиг форменный кризис, то уже к середине того десятилетия ситуация "начала выправляться". MTV, как пишет Wired, вернул к жизни образ рок-звезды, кроме того, появились новые и более надёжные носители, нежели винил и даже магнитная плёнка CD. Потребители занялись обновлением своего "парка" оборудования и аудиозаписей, и никакие крики о том, что "цифра" хуже "аналога", не помешали этому.
В то же время, как отмечает Wired, американский Конгресс в начале 90-х годов предпринимал шаги во спасение музыкальной отрасли (точнее, выступал в роли блюстителя "традиционных" бизнес-моделей, обороняя их от наступления технологий). В 1992 году был введён налог на цифровые аудиозаписи и записывающие устройства. Эти деньги, естественно, распределялись между лейблами.
На этом всё могло бы и успокоиться, но тут появился Интернет. И вместе с ним новые аудиоформаты.
Для непосвящённых проясним ситуацию: в несжатом виде одна минута 16-битной аудиозаписи при частоте дискретизации 44,1кГц и в режиме стерео занимает приблизительно 10 мегабайт. Стало быть 4-5 минут записи это верных 50 мегабайт. На выкачивание из Сети одной композиции при средней скорости модема может уйти несколько часов.
| ||
Учитывая то, что скоростное подключение к Интернету становится всё более доступным, скачать такую композицию оказывается весьма просто. И заманчиво (тем более, что песня весьма стоящая).
Формат MP3 фактически стал врагом №1 для лейблов, наряду с пиратством и, позднее, файлообменными сетями. К тому же поначалу формат MP3 (кстати, запатентованный) был практически бесплатным. Точнее, лицензионные отчисления выплачивались только при использовании компрессоров (кодеков) для сжатия звука в формат MP3.
Теперь же (не исключено, что под давлением лейблов), разработчики формата Thomson Multimedia и институт Фраунгофера приняли решение взимать лицензионные отчисления и за использование декомпрессоров. Это означает, что MP3-плееры, скорей всего, перестанут быть бесплатными.
Но если лейблы и приложили к этому руку, то они опоздали: уже существует свободный формат сжатия аудиоданных, не уступающий MP3 OGG Vorbis. Разработчики OGG Vorbis, кстати, празднуют победу: благодаря тому, что на формат MP3 налагаются известные ограничения, интерес к OGG неизбежно возрастёт. Так что лейблы лишь нажили себе ещё одного "врага".
Весь драматизм ситуации состоит в том, что RIAA действительно "луддиты", не способные быстро адаптироваться к новым условиям. Технологии (по крайней мере, пока) развиваются стремительными темпами. Но вместо того, чтобы хотя бы попытаться взять на вооружение эти самые новые технологии, лейблы и другие медиа-ассоциации сначала как будто преднамеренно их игнорируют.
А потом, когда непонимание происходящего отражается на их кошельках и финансовой отчётности, они сначала смотрят на эти новые носители и форматы, как известные домашние животные на новёхонькие ворота, а потом приходят в юридическую ярость.
И начинаются долгоиграющие судебные процессы против Napster и KaZaA, требования к провайдерам вывернуть наизнанку логи пользователей, подозреваемых в массовых поставках "ворованной" музыки, и прочая, не побоимся этого слова, ерунда.
И не до конца понятно, что это? Нежелание лейблов адаптироваться к новым условиям, или неспособность к этому? Возможно, что и то, и другое: у членов RIAA, как им кажется, достаточно денег, чтобы одолеть всех врагов, в случае надобности. Плюс к тому ощущение своей незаменимости: они действительно считают, что без них, вернее, без механизмов распределения денег, которые они контролируют, музыка невозможна в принципе.
Страдания лейблов можно понять: они вкладывают такие огромные деньги в исполнителей, а точнее в народную любовь к ним, что, видимо, считают, что и сами заслуживают хоть частицу той любви, пусть даже она выражается единственно в том, что слушатель придёт и оставит свои денежки в музыкальном магазине.
А получается совсем наоборот: клиенты не любят и не ценят звукозаписывающие компании, они ценят своих кумиров исполнителей. И то, не настолько сильно, чтобы упускать случай скачать откуда-нибудь любимую песню бесплатно. А действия лейблов по защите своих, условно говоря, прав воспринимаются аудиторией как злонамеренные репрессии.
Большая часть этой аудитории молодёжь. Хакеры, в том числе. И если у них есть способ отомстить за притеснения файлообменных сетей и охоту на пиратов, они мстят: сайт RIAA лежит со вчерашнего дня, и непонятно, когда поднимется. Прошлый раз он оставался в нерабочем состоянии несколько дней.
Скриншот с "зеркала" взломанного сайта RIAA. Про "новый подход" к скачиваемой музыке в RIAA и речи не идёт. Пока. |
Кроме того, лейблы явно перестарались с попытками превратить шоу-бизнес в машину для перераспределения денежных средств: это именно машина, и поп-артисты, которые сейчас находятся, так сказать, в первом эшелоне, подчас не обладают и малой долей того таланта, которым обладали поп-музыканты прошлых поколений ABBA, Beatles и т.д. Их дело кормить народ "тем, что попроще", и получать за это денег побольше. А искусство отодвигается на второй, или даже третий, план.
Сейчас машина дала сбой: продажи снижаются, хакеры каждый месяц сносят сайт riaa.com, а лейблы стараются решить все свои проблемы посредством судов и лоббирования законопроектов вроде DMCA, которые многие юристы уже обозвали "идиотским".
В общем, акция хакеров по "дифейсингу" (defacing) сайта RIAA, в результате которой на входной странице появились надписи про то, что RIAA собирается мириться со скачиваемой музыкой, точнее, "искать новые подходы" к этому явлению, выглядит вдвойне насмешкой.
Уже мало кто верит, что лейблы вообще окажутся в состоянии в ближайшее время адаптироваться к новым технологиям. А то, что это необходимо, для всех очевидно. Для всех, кроме членов RIAA.
Статья получена: Membrana.ru