Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Роботы-американцы на Марсе. Часть третья: сонная погоня за зимним Солнцем

 

Роботы-американцы на Марсе. Часть третья: сонная погоня за зимним Солнцем

 

 

Приближающаяся марсианская зима заставляет инженеров придумывать разнообразные уловки, способные повысить шансы роверов на выживание. Главной проблемой будет не низкая температура сама по себе (она сейчас уже и так очень низка), а нехватка солнечного света для нормальной работы батарей.

Марсоходы Spirit и Opportunity готовятся к самому тяжёлому испытанию в своей "карьере" — марсианской зиме.

Однако это не будет примитивная спячка, как у медведей в берлоге.

Простое отключение почти всех потребителей энергии на борту ровера не может служить гарантией того, что он "проснётся" весной, которая наступит примерно через шесть месяцев (сезоны на Марсе длятся почти вдвое дольше, чем на Земле).

загрузка...

 

 

Зима в южном полушарии Красной планеты наступит в середине сентября. Температуры ожидаются на уровне минус ста градусов по Цельсию.

Это страшно лишь на первый взгляд. Уже сейчас, марсианской осенью, роверам приходится работать при температуре всего на несколько градусов выше.

Вообще-то, не это — главная проблема. Чувствительную электронику внутри марсоходов защищает удивительный изоляционный материал — аэрогель — о котором мы рассказывали, а также золотое покрытие, отражающее обратно внутрь инфракрасное излучение аппаратуры.

Облака на одном из снимков, переданных Opportunity — зимой их будет больше (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

Облака на одном из снимков, переданных Opportunity — зимой их будет больше (фото с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

Так что, пока в машинах есть какая-то "электрическая" жизнь, дающая тепло — они не замёрзнут.

Но вот вопрос: не настанет ли день, когда запаса энергии у машин не хватит?

Spirit, к примеру, работает в 14 градусах к югу от экватора. С учётом наклона оси планеты направление на Солнце составляет почти 40 градусов от вертикали. Это также сильно влияет на выработку энергии, как и постоянно укорачивающийся день, и нарастающий слой пыли на солнечных элементах.

Если в начале миссии, марсианским летом, машины могли получать тысячу Ватт-часов энергии в день, то сейчас 350-400 Ватт-часов.

И что обидно — солнечные батареи роверов не могут наклоняться в стороны, чтобы полнее ловить слабые лучи дневного светила.

"Но если нельзя наклонить панели, может наклонить сам ровер?" — задумались инженеры миссии.

Так называемый "тёплый ящик электроники" (warm electronics box), хорошо защищённый теплоизоляцией (иллюстрация с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

Так называемый "тёплый ящик электроники" (warm electronics box), хорошо защищённый теплоизоляцией (иллюстрация с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

И был придуман гениальный ход. Используя стереосъёмки окрестностей, компьютерщики составили трёхмерные карты обширных пространств вокруг роверов.

Специальная программа вычислила положение Солнца на небе в течение этой зимы, его путь от горизонта до горизонта и, наконец, составила цветную карту "возможностей зарядки батареи", представляющую собой угол между нормалью к поверхности в конкретной точке пейзажа и направлением на источник живительного света.

Кроме того, машина вычислила, куда упадут тени.

С помощью этих карт инженеры будут составлять для роверов виртуозный танец. Они не будут сидеть всё время на одном месте. Экономными шажками они будут "перепрыгивать" с одной "горячей" (самой наклонённой на север) точки к другой, таким образом, чтобы всегда сохранялся наклон корпуса марсохода в сторону экватора.

Маленькие холмики и впадины станут союзниками машин в максимально возможном сборе света — роверы всегда будут двигаться по северным сторонам выступов и по южным сторонам впадин.

Одна из карт зон, наиболее выгодных для зарядки батарей. Синие области — самые лучшие, зелёные — невыгодное положение машины, красные — слишком малая зарядка (иллюстрация с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).

Одна из карт зон, наиболее выгодных для зарядки батарей. Синие области — самые лучшие, зелёные — невыгодное положение машины, красные — слишком малая зарядка (иллюстрация с сайта marsrovers.jpl.nasa.gov).
Учёные утверждают, что даже один-два градуса разницы в наклоне машины может дать существенную прибавку энергии, или, если ошибиться с направлением — отнять её.

Эти принципы применяются уже сейчас, и потому роверы генерируют 410 Ватт-часов энергии, вместо 350, которые были бы доступны им на горизонтальных поверхностях.

Такая "неспящая спячка" будет сочетаться с экономными днями, когда в роверах практически ничего не будет происходить, кроме зарядки батарей. Да и в активные дни работа машин будет сокращена до ничтожных полутора часов. Научные исследования придётся ограничить ближайшими участками к нынешним точкам нахождения машин.

Ещё одна необычная энергосберегающая мера — изменение в программе "защиты от ошибки", так, чтобы в случае компьютерных сбоев "инстинктивные" действия машин запускали минимум требующих такой бесценной энергии действий.

Майкл Симс (Michael Sims), один из учёных миссии, пояснил: "Поскольку мы придумали эти способы, мы получили больше энергии, и это дало нам намного больше вариантов действий. Если мы непрерывно и правильно будем выбирать пути для роверов, нам, возможно, даже не придётся зимовать в течение марсианской зимы. Мы, вероятно, должны будем замедлиться, но пока у нас будет возможность поддерживать уверенный набор энергии, мы сможем иметь рабочий день, который даже будет включать использование руки ровера и её инструментов".

Так что спячка машин может оказаться довольно активной. Верно же говорят — не спи, замёрзнешь!

Продолжение следует.

Статья получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Роботы-американцы на Марсе. Часть третья: сонная погоня за зимним Солнцем":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Человеческая связанность. Часть третья: трансляция сильных чувств

Благодаря сотовым телефонам, возлюблённым теперь можно вообще не расставаться. Виртуально. Не зря люди придают всем видам связи всё больше эмоциональности.

» Интересное в сети - 6052 - читать


Обзор лучших плагинов для Wordpre . Часть третья: администрирование

На сегодняшний день Wordpress является самым популярным блоговым движком с открытым исходным кодом – его использует более 70% пользователей, ведущих автономные блоги. Движок очень просто устанавливается и настраивается, поддерживает XHTML и CSS, позволяет выбрать тему оформления, поддерживает использование подключаемых модулей (плагинов). Разработано огромное количество плагинов, способных удовлетворить все мыслимые и немыслимые потребности пользователей.

» Интересное в сети - 1644 - читать


Microsoft в современном мире: легенда о динозавре. Часть третья

Судью Томаса Джексона сравнивали со старым капитаном, туго знающим своё дело. Однако однажды терпение старому морскому волку отказало, и он заявил, что у Билла Гейтса – слишком наполеоновские взгляды. В итоге Джексона попросили сойти с мостика.

» Бизнес идеи - 2197 - читать


NASA на Сатурне. Часть третья: Huygen прититанился

Спуск зонда Huygens на поверхность крупнейшей луны Сатурна 14 января 2005 года стал одним из самых важных событий в истории освоения космоса. Ни один аппарат ещё не высаживался так далеко от Земли. На расстояния 1,2 миллиардов километров после семилетнего путешествия через Солнечную систему построенный в Европе 350-килограммовый аппарат благополучно выполнил свою миссию.

» Научные исследования - 1707 - читать


Роботы-американцы на Марсе. Часть четвёртая: Виктория радует черниками

Всё-таки, как это здорово — видеть Марс глазами маленького робота, терпеливо переносящего холод и песчаные ветры суровой планеты! А ещё интереснее представлять, как выглядел этот ландшафт в то время, когда здесь был иной климат — более влажный. Марсоход Opportunity (миссия Mars exploration rover) обнаружил на краю кратера Виктория (Victoria) большое количество крупных "черник" — так учёные назвали специфический марсианский минерал, напоминающий своим видом небольшие ягоды. ...

» Научные исследования - 1686 - читать



Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Роботы-американцы на Марсе. Часть третья: сонная погоня за зимним Солнцем

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru