"Космический телескоп Hubble можно спасти", с таким заявлением выступили анонимные эксперты NASA, пытающиеся оспорить решение своего руководства прекратить миссии шаттлов для обслуживания орбитального телескопа. Ключевой вопрос, безопасность полётов челноков вновь горячая тема в Вашингтоне.
В начале февраля 2004 года в политических кругах США циркулировали два любопытных документа. Это вызов последним выступлениям администрации NASA.
Ремонтная миссия шаттла к космическому телескопу Hubble не более опасна, чем к полёт челнока к МКС, пишут авторы доклада.
А ведь именно по соображениям безопасности аэрокосмическое агентство похоронило Hubbe.
Автор публикации на сайте SpaceRef говорит, что анализ ситуации принадлежит специалистам Института космической телескопии (Space Telescope Science Institute), а также инженерам космической отрасли, нанятым Ассоциацией университетов для исследований в астрономии (Association of Universities for Research in Astronomy).
Напомним, официальные представители NASA ранее неоднократно говорили, во-первых, что будут изучать возможность ремонта шаттла в космосе. Главным образом профилактических работ во время визита челнока на Международную Космическую Станцию, и обязательно при активном использовании всех возможностей оной.
А во-вторых: коль скоро при полёте к Hubble спасительной станции под рукой не будет это вполне достаточное основанием для отказа от миссий обслуживания к телескопу.
| ||
Итак, в разоблачающих администрацию NASA документах речь идёт не только о безопасности полётов шаттлов к телескопу, но и о безопасности их полётов вообще.
Сейчас американцы анализируют способы, с помощью которых экипаж челнока мог бы осмотреть обшивку корабля после выхода на орбиту.
Это можно будет сделать, прежде всего, когда челнок будет состыкован с МКС. Для осмотра будут использованы специальные лазерные сканеры и телевизионная аппаратура.
Однако и автономный осмотр (вместе с ремонтом), говорят инженеры, также будет возможен, пусть даже для этого ещё предстоит многое сделать.
Но, отмечают анонимные эксперты, создание такой технологии применительно к "телескопным" миссиям, не потребует никаких особых работ, по сравнению с "рецептами", создаваемыми применительно к полётам "станционным".
| ||
При этом проблема распадается на две составляющие ремонт (замена) плиток теплозащиты и ремонт участков корпуса, выполненных из усиленного композита углерод-углерод (это, например, передние кромки крыльев).
Первая задача не так сложна, и не исключено, что соответствующие рекомендации и оборудование будут разработаны уже к первому после катастрофы Columbia полёту челнока.
Здесь нужно решить лишь несколько задач, вроде надёжной стабилизации человека, находящегося на конце роботизированной "руки" челнока или станции.
К слову, вспомним, что во время запуска "Бурана", происходившего в зимних условиях и при плохой погоде, десятки плиток были повреждены осколками льда, падавшими со стартовых сооружений, с ракеты-носителя и с самого челнока, причём 7 из них оторвало полностью!
Однако расплавления обшивки корпуса "Бурана" не произошло за исключением одного места, но и это не помешало машине благополучно вернуться домой.
| ||
Второй тип ремонта на орбите (детали из композитов типа углерод-углерод) едва ли будет проработан ранее, чем через два года, говорится в документах.
А значит, и в этом плане миссии к МКС не будут иметь никакого преимущества перед миссиями к телескопу.
Кстати, сейчас NASA создаёт некую новую "шкалу" повреждений, которая позволила бы сопоставлять обнаруженные дефекты в теплозащите с уровнями повреждений, не требующими ремонта и безопасными для спуска, и уровнями опасными, которые при этом на орбите починить невозможно.
В этом случае экипаж челнока должен остаться на МКС и ждать внеочередной миссии другого шаттла, который снял бы людей со станции.
Но долгое нахождение большого числа людей на МКС затруднено по соображениям ресурса системы жизнеобеспечения.
Это значит, что при старте челнока на станцию, американцы должны иметь уже готовый к старту запасной спасательный шаттл. Это и дорого и организационно сложно, отмечают авторы доклада, ведь до завершения сборки МКС шаттлам предстоит выполнить ещё немало полётов.
Астронавты уже не раз ремонтировали Hubble (фото с сайта hubble.gsfc.nasa.gov). |
Возможность же стыковки челноков между собой и перехода астронавтов из одного шаттла в другой, без выхода в космос, имеется, хотя ранее этого никто не проделывал.
Выходит, в плане безопасности у "телескопного" полёта челнока даже есть преимущества?
Далее в докладе сообщается, что инженеры намерены хотя бы снизить риск полётов, если нельзя его исключить совсем. И придуманные меры в равной степени пригодны для любых миссий челноков.
Уже сейчас в NASA думают, как надёжнее зафиксировать повреждения корабля, подобные тому, что погубило Columbia. Помимо осмотра на орбите предложены дополнительные меры безопасности.
| ||
Большее внимание будут уделять и съёмкам самого стартующего челнока.
Наконец, инженеры рассматривают возможность изменения конструкции теплоизоляции внешнего бака, чтобы снизить риск повреждения корабля при отрыве её куска во время взлёта.
Кроме того, в каждом крыле шаттла будут смонтированы 22 датчика удара, которые в случае аварии помогут направить астронавтов на нужный участок для более детального осмотра.
Все эти выкладки свидетельствуют о не очень-то корректной позиции администрации NASA по отношению к космическому телескопу. Кстати, после волны возмущений и выступлений в защиту телескопа глава NASA Шон О'Киф (Sean O'Keefe), "обещал ещё раз подумать".
"Думание" затянулось, а теперь появилась вот эта работа таинственных инженеров. New York Times прямо утверждает, что один из авторов документа инженер NASA, который скрывается, так как боится потерять работу.
Доклад этого инженера показывает, что для NASA, видимо, соображения экономии средств, выступали куда более весомым поводом для отказа от Hubble, чем безопасность полётов шаттлов.
Любопытно, что в выводах комиссии по расследованию гибели Columbia американскому аэрокосмическому агентству также рекомендовано предусмотреть возможность ремонта шаттла независимо от МКС. Но при этом там не сказано никаких "добрых слов" в плане возобновления обслуживания орбитального телескопа.
Правда, основываясь именно на этом докладе, О'Киф обещал пересмотреть свою точку зрения. Пока не пересмотрел.
Статья получена: Membrana.ru