На рынке космического туризма появился новый игрок, который имеет все шансы обогнать соперников, поскольку суборбитальная ракета, которую он строит, отталкивается от немецких разработок времён Второй Мировой войны.
Канадская компания PlanetSpace принадлежит в равных долях фирме Canadian Arrow, одному из бывших претендентов на знаменитый Ansari X PRIZE; а также – индийско-американскому предпринимателю Чириндживе Катурия (Chirinjeev Kathuria).
Он является основателем ряда крупных компаний в области телекоммуникаций и Интернета и известен также своим финансированием корпорации MIRCorp (совместное предприятие с участием РКК "Энергия"), пытавшейся несколько лет назад спасти орбитальную станцию "Мир" незадолго до её затопления и фактически помогавшей станции существовать в её последний год.
| ||
Ракета, кстати, называется точно так же.
Интересно, что базируется эта разработка на схеме нацисткой баллистической ракеты V-2 легендарного Вернера фон Брауна.
Нижняя часть ракеты, во всяком случае, повторяет схему Брауна почти один в один.
Канадцы посчитали, что проверенная временем идея, послужившая одним из фундаментов космонавтики, как в США, так и в СССР – это то, что надо для сокращения сроков работ и повышения надёжности ракеты и снижения рисков для всего предприятия.
Правда, ракета превращена в многоразовую и двухступенчатую, абсолютно все части которой возвращаются на парашютах, и получила трёхместную кабину.
Глава Canadian Arrow Джеф Ширин (Geoff Sheerin) заявил, что машина будет готова через год.
Одиночный жидкостный ракетный двигатель первой ступени, развивающий тягу около 26 тонн, уже построен и испытан.
| ||
Вторую ступень будут разгонять четыре твердотопливных двигателя. Интересно, что в случае развития нештатной ситуации на старте – их можно будет запустить сразу же.
Тогда кабина с экипажем отделится от первой ступени и уйдёт вверх и в сторону, а потом спустится на парашюте.
Эта технология спасения похожа на схему, применяемую на кораблях "Союз", с той лишь разницей, что в штатном полёте те же двигатели служат разгону второй ступени.
Общая длина Canadian Arrow составляет 16,4 метра, из которых 6 метров приходится на вторую ступень.
Через полтора года Ширин обещает начать пилотируемые полёты, которые обойдутся туристам в $250 тысяч. В эту цену войдут две недели подготовки и 15-минутный рейс на высоту 112 километров.
Стартовать машина будет с канадской территории, где-то в районе Великих озёр.
Вторая ступень, она же – кабина, в полёте по программе и при аварийном уходе со стартового стола (иллюстрация с сайта canadianarrow.com). |
Кроме того, фирма ожидает, что скоро 26% её акций выкупят неназванные бизнесмены, а ещё ведёт переговоры с телевизионщиками о съёмках космических телешоу, и с устроителями лотерей – для выставления билетов в космос в качестве призов.
Как видим, рынок космического туризма (суборбитальных полётов) развивается бурно.
Из наиболее значимых игроков тут нужно отметить, в первую очередь, Virgin Galactic, за которой стоят знаменитый конструктор Бёрт Рутан (Burt Rutan) и его космоплан SpaceShipOne, а также миллионер Ричард Брэнсон (Richard Branson).
Любопытный ряд (слева направо): нацистcкая V-2, американская копия V-2, советская Р-1, советская Р-2, китайская DF-1 и Canadian Arrow (иллюстрация с сайта planetspace.org). |
Кроме того, на днях компания AERA, заключившая контракт с ВВС США об использовании космодрома на Мысе Канаверал, объявила о начале продажи билетов на суборбитальные рейсы, которые должны стартовать уже в 2006 году.
Цена билета $250 тысяч за место в первом рейсе и $150 тысяч для последующих полётов.
Если AERA сдержит обещание, она станет первой частной компанией, которая фактически начнёт катать туристов в ближний космос. Остальные претенденты называют чуть более поздние сроки.
Только вот опыт показывает, что, как правило, реализация таких проектов испытывает ряд задержек, вызываемых техническими, финансовыми или юридическими проблемами.
И потому неизвестно, станет ли первой AERA, или, к примеру, Virgin Galactic, или, всё же PlanetSpace.
Статья получена: Membrana.ru