Когда говорят "жужжит, как переполненный улей", имеют в виду кипучую деятельность. "Зелёное здание" вполне подходит под это определение. В нём масса лабораторий, аудиторий и кабинетов. Но в сентябре это сооружение зазвучало иначе. Оно передавало "голоса" летающих в космосе ионов.
Название проекта Sonification/Listening Up, мы бы перевели просто как "Озвучивание". Затеяла это странное действие художница Кэрри Бодл (Carrie Bodle), участник программы "Визуального искусства" (Visual Arts Program) Массачусетского технологического института (MIT).
Соавтором выступил доктор Филип Эриксон (Philip Erickson) из Haystack Observatory обсерватории MIT, которая с помощью нескольких наземных радиотелескопов и антенн составляет постоянно меняющуюся картину ионосферы Земли.
Как-то Бодл услышала по радио передачу об астрономах, которые переводили в звуковые образы данные, получаемые от звёзд – спектры, частоты, фазы… Эти "голоса звёзд" очаровали художницу, и она решила создать нечто похожее.
За вдохновением она отправилась в обсерваторию Haystack, где и познакомилась с Эриксоном. Размах комплекса обсерватории произвёл на Кэрри не меньшее впечатление, чем композиция, услышанная по радио.
| ||
Но кто бы, кроме самих радиоастрономов, услышал бы эти песни, если б проект реализовали прямо в Haystack?
Поскольку голос небесной сферы должен был, по замыслу Бодл, вдохновлять учёных и студентов – музыку ионосферы решили транслировать с южного фасада одного из зданий Массачусетского технологического института.
Так в сентябре нынешнего года промышленные альпинисты, занятые обычно мойкой окон, вооружились стальными тросами, скобами, резиновыми прокладками и кабелями, чтобы смонтировать на Green Building (оно же "Строение 54" MIT) 35 мощных динамиков, диаметром по 51 сантиметр.
9 сентября здание Green Building зазвучало. Информация из обсерватории превращалась компьютером в нерукотворную композицию. Действие идёт до сих пор. Только ионы поют свои песни не круглосуточно, конечно, а по нескольку часов каждый день.
Прямо внизу авторы проекта развернули мини-выставку, рассказывающую о смысле инсталляции и о работе обсерватории Haystack.
| ||
Но ни их музыкальность, ни, напротив, диссонанс – ничего, в общем-то, не значат.
Главное – это ощущение, что каждая нота, которую ты слышишь, рождается от невидимых электрических потоков, проносящихся где-то там, за краем синего неба.
Вечером 16 сентября Кэрри намерена выключить трансляцию.
Что будет она озвучивать в следующий раз – неизвестно. Наверное, это также будет нечто масштабное. Может быть, океанские приливы?
Статья получена: Membrana.ru