Покупка Луизианы
В 1803 году президент США Томас Джефферсон\Thomas Jefferson (1801-1809) принял решение купить у Франции ее колониальное владение - "Территорию Луизиана". Этот участок земли по диагонали пересекает всю территорию современных США. Площадь Луизианы составляла более 2 млн. кв.
км. Франция (точнее ее реальный правитель Наполеон Бонапарт) просила за нее $15 млн., причем основную часть этой суммы, $11 млн. 250 тыс., должны были быть заплачены сразу, а остальная часть была компенсирована погашением долга Франции перед гражданами США. Тогда Луизиана оказалась ненужной Франции. Ее население было крайне небольшим, защищать отдаленную колонию от вторжений извечных противников - англичан (базировались в современной Канаде и Вест-Индии) было крайне сложно. Наполеон сперва пытался сохранить Луизиану, чтобы с ее помощью снабжать продовольствием центр французской колониальной империи в Новом Свете - Гаити. Однако впоследствии он отказался от этой идеи после того, как на Гаити произошло восстание черных рабов, а французский экспедиционный корпус потерпел неудачу в наведении порядка. Многие жители США весьма скептически относились к решению Джефферсона. Однако последствия этой сделки оказались весьма благоприятными - территория США практически удвоилась, на этом куске земли были образованы 13 новых штатов, и Соединенные Штаты начали освоение Дальнего Запада, Калифорнии и Техаса.
Правило буравчика
Джорджа Бисселла\George Bissell нынче считают создателем нефтяной индустрии США. Однако, когда в 1859 году он купил ферму в штате Пенсильвания, где ранее была обнаружена нефть, и решил добывать ее методом бурения (до этого нефть добывалась методом шахтовых разработок), его действия были осмеяны. Новые технологии, придуманные и внедренные Бисселлем, позволили добывать нефть намного быстрее и дешевле. Бисселл в скором времени стал одним из богатейших людей в США.
Глупость Сюарда
В 1876 году США и Российская Империя заключили договор о продаже Русской Америки - Аляски. Россия начала переговоры об этой сделке в 1866 году, однако США долгое время сомневались в разумности подобного приобретения. Большинство американцев не понимало, какую выгоду может принести США покупка куска земли на краю земли, где практически невозможно жить из-за сильнейших морозов. Идею о покупке Аляски активно поддерживал президент Эндрю Джонсон\Andrew Johnson и его госсекретарь Уильям Сюард\William H. Seward. Их активно критиковали политические противники Джонсона, который долгое время не мог получить поддержку этой сделки в Конгрессе. В результате, Аляска была куплена, а эту сделку (и сам штат Аляска) долгое время называли "Глупостью Сюарда"\Seward's Folly или "Ледяным Ящиком Сюарда"\Seward's Icebox. Однако, когда на Аляске были найдены золото, а впоследствии и нефть с газом, отношение американцев к этому штату радикально изменилось. Сегодня Аляску называют "Великой Землей"\Great Land.
Дорога в никуда
В 1885 году нефтяной магнат и один из крупнейших акционеров компании Standard Oil Генри Флаглер\Henry Flagler за небольшую сумму купил полузаброшенную железнодорожную ветку во Флориде. Причиной покупки была болезнь жены и советы врачей о смене климата. Флаглер опасался, что если он не купит эту железную дорогу, то ее просто закроют за ненадобностью. В ту пору Флорида была одним из самых бедных и отсталых штатов США, население крупнейшего города не превышало 10 тыс. человек. Тем не менее, Флаглер попытался заработать на своей железной дороге. Все бизнесмены, к которым Флаглер обращался с предложениями о сотрудничестве, отказывали ему. Однако через десять лет Флаглер смог удлинить свою железную дорогу - до Майами. После этого оказалось, что он владеет настоящим Эльдорадо. Железная дорога Флаглера стала ключевой коммуникацией, с помощью которой снабжались войска США во время Испано-Американской войны. Впоследствии по ней доставлялись техника и оборудование, необходимые для строительства Панамского Канала. Сама Флорида постепенно превратилась в процветающий аграрный, транспортный и туристический центр США.
Формула любви
В 1887году Аса Кендлер\Asa Candler, предприниматель из города Атланта, заплатил $2.3 тыс. фармацевту Джону Пембертону\John Pemberton за рецепт неаппетитной коричневой жидкости, которая, как утверждал продавец, имела освежающий эффект и помогала от депрессий. Это был рецепт напитка, который стал известен всему миру под названием Coca Cola. Благодаря усилиям Кендлера, за десятилетие продажи "коки" в США увеличились на 4000%. Ныне корпорация Coca Cola Сo входит в число крупнейших фирм мира.
Миллионы за гамбургер
В 1955 году 52-летний предприниматель Рей Крок\Ray Kroc заплатил $2.7 млн. за маленькую забегаловку, где готовили гамбургеры. Он израсходовал на эту покупку сбережения все своей жизни. Кроме того, Крок приобрел и права на название забегаловки - McDonald's. Тогда его родственники и соседи засомневались в психическом здоровье Крока. Они были не одиноки: когда Крок предложил своему старому другу (и великому мультипликатору) Уолту Диснею\Walt Disney открыть кафе McDonald's в открывающемся парке развлечений Disneyland, Дисней отказал. Ныне McDonald's является одним из символов процесса глобализации.
Мост
В 1962 году муниципалитет Лондона обнаружил, что знаменитый мост через Темзу (так и назывался - Лондонский Мост) разваливается в буквальном смысле этого слова. Построенный в 1831 году, мост оказался не в состоянии выдерживать потоки автомобилей. Было решено продать старый мост и построить новый на его месте. На это предложение откликнулся американский нефтяной магнат Роберт МакКулоч\Robert McCulloch, который заплатил за исторические руины $2.46 млн. Мост был аккуратно разобран и перевезен в штат Аризона, где находился основанный МакКулочем курорт Lake Havasu Resort. Реконструкция моста началась в 1968 году, а в 1971 году он был официально открыт для посетителей. Ныне Лондонский Мост является одной из самых посещаемых достопримечательностей США, на курорте ежегодно отдыхают более 2 млн. человек.
Буканьеры
Малкольм Глейзер\Malcolm Glaser может считаться живым примером "Американской Мечты". Потеряв отца в 15-летнем возрасте, юный Малкольм стал содержать семью единолично. Он возглавил семейный бизнес - маленькую компанию по изготовлению часовых механизмов. Вскоре он начал расширять его, делая успешные инвестиции в различные отрасли - от пищевой индустрии до телекомпаний и банков. Состояние Глейзера ныне оценивается, как минимум, в $1 млрд. Однако США потрясла его операция с футбольной командой (точнее, командой, играющей в американский футбол) Tampa Bay Buccaneers. Tampa Bay Buccaneers были хроническими неудачниками на протяжении всех 19-ти лет своего существования. В 1995 году Глейзер купил ее за весьма скромную сумму в $192 млн. Под управлением Глейзера, "буканьеры" пережили второе рождение и в 2003 году выиграли чемпионат США. Стоимость команды ныне превышает $700 млн.