Вид каменных шпилей, возвышающихся посреди равнинного ландшафта Каппадокии в центральной части Турции, живописен. Ранние христиане, селившиеся в этих местах, приспосабливали уклад жизни к окружающим условиям.
В гористой части Анатолийского плоскогорья Турции лежит провинция Древнего Рима Каппадокия. Разрезанное долинами и усыпанное потухшими вулканами Каппадокийское плоскогорье находилось когда-то на пересечении оживленных торговых путей, по которым передвигались караваны купцов и враждующие армии. К югу от столицы провинции, Кесарии, раскинулась обширная территория с призрачными ландшафтами, где доминируют отточенные ветрами конусообразные скалы.
Процесс, сформировавший этот уникальный пейзаж, начался приблизительно восемь миллионов лет назад, во время извержения вулканов Каппадокии. В результате произошло отложение бесчисленных слоев пепла, лавы, обломков и глины, которые подняли землю более чем на 300 м и образовали рельефное плоскогорье.
Миллионы лет сжатия превратили вулканический пепел в мягкий палевый камень - туф. Его в свою очередь накрыл более тонкий слой темной затвердевшей лавы -базальта. Ручьи и потоки пересекали плоскогорье во всех направлениях, все глубже размывая его, а подземные толчки и зимние морозы не переставая разрушали туф и базальт.
В наши дни процесс эрозии продолжается, медленно подтачивая зубчатый ландшафт и обнажая слои почвы разных оттенков, от самого бледного - туфа до черного - базальта.
Внимательно приглядевшись к этому удивительному ландшафту, можно обнаружить довольно необычные признаки присутствия человека - в мягком туфе вырублены туннелями небольшие кельи, в которых много лет назад жили и совершали богослужения люди. Самое большое число таких каменных жилищ находится в 90 км к юго-западу от Кесарии.
Хорошо известными нам обитателями конусообразных скал Каппадокии были ранние христиане. Христианство принес в Анатолию апостол Петр в I веке н. э. В IV веке - в первые годы Византийской империи - епископом Кесарии (современной Кайсери) был назначен уроженец Каппадокии Василий Великий. Он поощрял создание новых монашеских поселений в долинах Каппадокии, и на протяжении последующего тысячелетия монахи вырубили в туфе множество церквей и келий.
Каменотесы подражали свободному архитектурному стилю византийской эпохи. Ранние церкви строились по самым простым проектам, с куполообразным сводом, прямоугольным нефом и небольшим алтарем. Длина церкви не превышала 8 м. В Х и XI веках начали строиться церкви большего размера по византийской крестообразной модели - с куполами в центре и по бокам. Они и украшались в византийском стиле, и настенные фресковые росписи со сценами из жизни Иисуса Христа и святых сохранились до наших дней благодаря тому, что в церквах было темно и сухо. В VIII веке иконоборцы - члены христианской секты, запрещавшей иконопочитание, - уничтожили многие из ранних фресок и заменили их геометрическими узорами, но к Х веку уже наметился возврат к богатому и красочному убранству. Вторжения турок в XIII веке нанесли непоправимый удар по церковному строительству.
К югу от Невшехира есть несколько подземных городов, высеченных на разных уровнях из туфа. Каждое из этих тесных пещерных обиталищ, жителей которых называли троглодитами, могло вместить несколько тысяч человек, скрывавшихся от вражеских армий. Этими подземными убежищами пользовались ранние христиане, а последними обитателями были турки, спасавшиеся от египетских войск в XIX веке.
Высеченные в скалах церкви и подземные города словно одушевляют Каппадокию, но главное, от чего замирает сердце взирающего на это чудо, - необозримый ландшафт, усеянный бесконечным множеством скал, на создание которых природе понадобились миллионы лет.