Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Неопознанное » Загадки природы » Лицом к океану

 

Лицом к океану

 

 

Лицом к океану


Коваленок обычно спал на потолке, а Иванченков парил в невесомости «по правому борту». И тот, кто просыпался первым, никогда не опасался разбудить товарища нечаянным прикосновением: места на орбитальной станции хватало и для разминки, и для бега, и для акробатики. Впрочем, командир, до того как заняться гимнастикой, любил поплавать в одиночестве, совершая облет единственного жилого дома вне Земли — станции «Са-лют-6»

Умело «подруливая» ногами — за месяцы полета они, по сути, стали подобием раздвоенного хвоста земноводных,— командир заглянул в «Оазис», интересуясь, не зацвела ли скромная травка арабидопсис, этот неприхотливый обитатель железнодорожных насыпей, прислушался к ровному шуму гидронасосов, гоняющих специальную жидкость с раскаленной Солнцем стороны «Салюта» на ту, где властвовала лютая стужа, и, не рассчитав силу толчка, обрушился на стену всей своей массой, которая в отличие от веса отнюдь не исчезла. Владимир рассеянно улыбнулся, потер ушибленное плечо и, отодвинув шторку иллюминатора, взглянул вниз. Перед ним в косых лучах Солнца разнеженно голубел океан.

загрузка...

 

 

И вдруг командир не поверил своим глазам. Прерывающимся от подступившего волнения голосом он позвал друга:
— Саша! Посмотри вниз, на воду! Пока Иванченков выбирался из спального мешка, перед Коваленком разворачивалось фантастическое зрелище, которое можно увидеть только с космической высоты: в глубинах Атлантики ступенями ниспадал мощный водопад. Это явление было тем поразительнее, что оно совершалось в абсолютном безмолвии — на поверхности океана царил полный штиль.
— Вот это да!..— изумленно протянул бортинженер.

...Чем пристальнее всматриваются люди в жизнь великой водной стихии нашей планеты, тем понятнее им вся грандиозность этой сложнейшей из природных систем.

Явление, которое наблюдали космонавты, не похоже ни на один из известных феноменов океана. Ученым еще предстоит объяснить его, однако из непонятных оно не единственное.

В прошлом году специалисты многих стран мира завершили крупнейшее научное мероприятие — международное десятилетие изучения океана. В поведении любимой нами сине-зеленой соленой стихии обнаружено немало загадок, требующих какого-то приемлемого толкования, а подчас и изменения уже устоявшихся взглядов, теорий. Так, в северных и экваториальных районах Тихого океана открыты крупные «линзы» воды, температура которых на один-полтора градуса отличается от окружающей среды.

И такие образования, как установили ученые, могут существовать до двух с половиной лет. На ЭВМ была просчитана вероятность и частота появления этих «линз», достигающих сотни километров в длину и сотни метров в толщину.

Раньше ученые полагали, что в Мировом океане текут спокойные потоки, отличающиеся только мощностью и скоростью течений. Теперь они с удивлением обнаружили там циклоны и антициклоны, подобные атмосферным. Их природа и происхождение пока неясны, однако уже нет сомнения, на «погоду» в океане они влияют.

А в недавней экспедиции Института океанологии Академии наук СССР в район центральной Атлантики ученым удалось найти неподалеку от Азорских островов мощный синоптический вихрь. Он занимал огромную площадь — 360 на 220 километров и двигался со скоростью 9—10 километров в сутки. Океанологи следовали на судне за этим антициклоном до тех пор, пока он не разрушился.

Когда я расспрашивал нашего известного океанолога, специалиста по океанским вихрям члена-корреспондента Академии наук СССР Владимира Григорьевича Корта о результатах плавания, он так обрисовал общую картину: «Океан и атмосфера рождают совместно все виды вихрей. Самые известные из них — кольца, или, как их еще называют, ринги. Они часто встречаются, например, в зоне Бермудского треугольника, к востоку и западу от Гольфстрима. Это удивительное течение подобно реке, в нем есть свои изгибы и извилины. Часто эти извилины смыкают края, и тогда огромные кольца, отрываясь, уходят от струи Гольфстрима. Они путешествуют по океану по два-три года, прежде чем «раствориться»,а обнаружить их можно по особому признаку: в центре вода теплая, а по краям холодная или же наоборот — все зависит от того, где оторвалось «колечко», которое, между прочим, мешает нормальному судоходству,— к западу или к востоку от главной струи. Если ринг можно увидеть с космического корабля или орбитальной станции и предупредить суда о его появлении, то «засечь» синоптический вихрь куда сложнее. Потому что в этом случае циркулируют глубинные воды. Такой вихрь захватывает четырехкилометровую толщу океана. А на поверхности почти ничего не заметно — разве что меняется температура да цвет воды. А между тем эти-то вихри и делают погоду. Наша работа чем-то сродни труду метеорологов, разница только в том, что они изучают воздушные циклоны и антициклоны, а мы — водные. Причем результатов этих экспериментов с нетерпением ждут рыбаки. Нами точно установлено, что вихри поднимают к поверхности холодные глубинные воды, богатые биогеном — хорошим кормом для рыб.

Кстати говоря, еще совсем недавно зоны, отдаленные от побережий океана, считались безжизненными. Их даже называли голубой пустыней. Но наблюдения из космоса убедили нас, что это не так.

Я как сейчас слышу голос Владимира Коваленка в одном из сеансов связи с Землей.
— «Заря»! Примите информацию для рыбаков. В намеченном к исследованию квадрате обнаружено скопление зоо- и фитопланктона. Изумрудно-коричневые пятна очень красивы. Возможно, есть рыба...

И прогноз командира космического экипажа вскоре получил блестящее подтверждение. В район, указанный космонавтом, вышли сейнеры и до отказа наполнили трюмы рыбой.

Сверху, с космических высот, очень четко видна граница между водами с различными физическими и химическими характеристиками. Причем питательные вещества и планктон скапливаются лишь по одной стороне фронта перемещений, и такие ценные промысловые рыбы, как тунцы, прокладывают свои маршруты чаще всего вдоль этих естественных границ, которые, как теперь выясняется, являются еще и границами биологическими.

Отсюда понятна необходимость изучения законов океана, всей сложной системы рождающихся, постоянно перемещающихся и умирающих вихрей и фронтальных зон.

Однако мы несколько отвлеклись от удивительного совместного путешествия судна «Академик Курчатов» и синоптического вихря.

Отправляясь в экспедицию, мы заранее определили район своих поисков — неподалеку от побережья Африки — и договорились с космонавтами, что нам будут сообщены координаты перемещения крупных масс воды. Однако во время проведения эксперимента ветер поднял большую волну, и это помешало Валерию Рюмину и Леониду Попову — тогда они летали на «Салюте» — провести такую нужную для нас работу.

Мы вели наблюдения, измеряя плотность воды, ее соленость, температуру, скорость и направление течений. Нам помогала ЭВМ. Кстати, благодаря ей удалось выяснить, что разрушение антициклона, обнаруженного в районе Азорских островов, усилило другой циклон. То есть энергия одного вихря перешла в другой. Интереснейшее явление!»

У проблем, которыми занимается В. Г. Корт, есть и другой аспект — природоохранный.

В Эстонии это направление интересует ученых Института термофизики и электрофизики республиканской Академии наук. Последние пять лет они с увлечением разрабатывают научные основы контроля за загрязнением моря.

Рабочий стол заведующего отделением Балтийского моря этого института, доктора физико-математических наук А. Айтсама, почти постоянно находится на корабле науки «Аю-Даг». Здесь живут и трудятся в экспедициях морские экологи, биологи, физики, метеорологи, другие специалисты. Итогом серьезных исследований стал вывод: три четверти наиболее опасных для водной среды веществ попадают в море из атмосферы и лишь одна четвертая — через водостоки. Оказалось, что неразлагающиеся вещества собираются вдали от береговых источников загрязнения. На первый взгляд это противоречит существующей модели распространения вещества в водоемах, по которой любые соединения должны равномерно рассеиваться в водной среде. Но только — на первый. Ибо причина этого явления — вихри, о которых мы рассказывали. Они обнаружены и в Балтийском море. Здесь эти медленно вращающиеся водовороты, от пяти до пятидесяти и более километров в диаметре, захватывают либо только глубинные массы воды, либо всю ее толщу — от дна до поверхности.

— Незнание законов, по которым живет море,— говорит Айтсам,— может привести к тому, что принимаемые сейчас меры по охране природы окажутся неполными.

Для того чтобы ясно представить себе общую картину загрязнения океана, недостаточно даже самых долгих рейсов судов научного флота. И тут на помощь океанологам снова приходят космонавты. С космических кораблей и станций «Салют» они регистрировали спектры дневного и сумеречного горизонтов Земли. Получены данные о запылении атмосферы на разной высоте. Из космоса регистрируют разницу температур чистой и загрязненной поверхности воды и силу отражения солнечного света гладью океана. Эти сведения очень важны. Мировой океан не без основания называют «легкими земли» — он вырабатывает половину кислорода на планете. А поэтому даже случайное загрязнение океана может обернуться трагедией. Кто возразит против того, что танкер на 700 тысяч тонн — замечательное достижение инженерной мысли? Но если вспомнить об уже случившихся катастрофах — это колоссальная потенциальная опасность. Ученые подсчитали, что даже трети такого количества нефти достаточно, чтобы превратить, например, Балтийское море в биологическую пустыню.

Сегодня поверхность Мирового океана местами скрыта под большими «покрывалами» нефти. Свидетельства тому не только плавания Тура Хейердала, других исследователей, но и наблюдения из космоса. А как известно, нефтяные пленки нарушают обмен энергией между океаном и атмосферой, от ядовитых компонентов нефти гибнет рыба и птица. Известный французский ученый Жак-Ив Кусто после долгого плавания в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах пришел к выводу: «...за последние два десятилетия жизнь в океане уменьшилась на сорок процентов. Что поражает, так это то, что жизнь исчезает с потрясающей быстротой... Вина человека в этом несомненна. Однако тот, кто сознает размеры грозящей беды, очевидно, способен уменьшить ее, а то и просто не допустить».

Конечно, сделать это в условиях частнопредпринимательской практики капитала не всегда представляется возможным, но когда международной общественности удается принять документы по охране моря, как, например, была принята конвенция по предотвращению загрязнения с судов, то даже отъявленные нарушители вынуждены выполнять их — слишком высок штраф. Запретной для загрязнителей должна стать вся акватория Мирового океана. И здесь путь один — выработка строгих международных соглашений. Во все времена человек обладал удивительной способностью — бросить вызов опасности и победить. Думается, одержит он победу и на этот раз.

Многое может океан дать людям. Но хозяйствовать в нем нужно так же рачительно, как и на суше. Недаром в документе ЦК КПСС «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981— 1985 годы и на период до 1990 года» сказано: «Расширить масштабы исследований и использования на рациональной основе биологических ресурсов открытой части Мирового океана».

Небывалые, фантастические возможности изучения природных ресурсов открывает перед нами космическая техника. Мы обрели как бы новое зрение, новое видение поверхности нашей Земли. Фотографии с орбиты, охватывая миллионы квадратных километров, помогают ученым выбирать наиболее перспективные участки и изучать их подробно, экономя тем самым силы и средства.

Владимир Коваленок и Александр Иванченков, пролетая над океанами, сообщали океанологам о меняющихся цветовых оттенках течений, о кипучей подводной жизни, и не раз промысловые суда присылали на борт «Салюта-6» благодарные телеграммы. Так же успешно взаимодействуя с океанологами, работали и другие экипажи. Пока Коваленок готовился к новому полету, он встречался со специалистами рыбного хозяйства, подолгу склоняясь вместе с ними над морскими картами и привезенными с орбиты фотоснимками. А двенадцатого марта 1981 года Владимир Коваленок снова отправился в длительную командировку. На этот раз с космонавтом-100 — Виктором Савиных. 75 суток они изучали природные ресурсы планеты, заботясь об их сохранении и умножении.

Исследование великой планеты «Океан» продолжается.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Лицом к океану":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Volkswagen Multivan: Един в двух лицах

В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Multivan Представьте себе делового человека, которому приходится и по городу колесить, и в тысячекилометровые командировки с компаньонами мотаться. А ведь еще хочется и с семьей в отпуск съездить.

» Немецкие автомобили - 2455 - читать


Skoda Fabia: «Фабиа»: лицом к Европе

В тесте участвуют автомобили: Skoda Fabia Посмотреть другие фото (1) В новой "Шкоде" от "Фелиции" остались, как говорится, рожки да ножки. По-другому и быть не может. "Фабиа" рождена от брака по расчету "Фольксвагена" и "Шкоды" - первая машина на новой унифицированной платформе, которая позднее станет основой следующего "Фольксвагена-Поло".

» Немецкие автомобили - 2236 - читать


Ford Fusion: Годы ему к лицу

В тесте участвуют автомобили: Ford Fusion Лишь на четвертом году его жизни «Фьюжн» в России неожиданно распробовали, стали покупать тысячами. А тут к началу весны подоспел еще и рестайлинг...

» Немецкие автомобили - 3058 - читать


Ford Focus C-Max, Volkswagen Golf, Dodge Caliber: Разделенные океаном

В тесте участвуют автомобили: Ford Focus C-Max, Volkswagen Golf, Dodge Caliber Посмотреть другие фото (19) Dodge Caliber Пятидверный хэтчбек в качестве серийного дебютировал в Детройте в 2006 году. В США продают полноприводную версию, в Европе с весны 2006-го – переднеприводную.

» Немецкие автомобили - 2598 - читать


Volvo S80: Сохранить лицо

В тесте участвуют автомобили: Volvo S80 Для того чтобы изменить внешность, совершенно не обязательно прибегать к услугам пластической хирургии. Зачастую весьма заметный эффект дает правильно подобранный макияж.

» Немецкие автомобили - 1688 - читать



Статья на тему Наука и образование » Неопознанное » Загадки природы » Лицом к океану

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru