Своему возникновению гонка обязана конкуренцией между двумя французскими газетами L'Auto-Velo и Le Velo, первой из которых по решению суда пришлось отказаться от части Velo в названии. Из боязни потерять большую часть читателей, директор газеты организовал первую в истории этапную велогонку через всю страну с патриотическим названием Тур де Франс в 1903 году. Первых участников пришлось заманивать денежными призами, теперь же быть в рядах велогонщиков стало делом чести. Идея директора газеты окупилась с лихвой (было продано 130000 экземпляров специального выпуска), а сам тур стал пользоваться большой популярностью. С тех пор Тур де Франс проводится каждый год (во время I и II Мировых войн соревнования не проводились), а основное правило по сегодняшний день не изменилось: результаты всех этапов суммируются вместе и тот, у кого получается наименьшее время в общем зачете, считается победителем.
В этом году соревнование стартует во французском городе Страсбург и пройдет частично по территории Германии, Люксембурга, Бельгии, Нидерландов и Испании. 23 июля состоится торжественный финиш в Париже на Елисейских полях. Гонка 2006 особенно увлекательная, так как Лэнс Армстронг (победитель последних семи велогонок) на этот раз участия не принимает. Американец Армстронг семь лет подряд был победителем Тур де Франс, но не только это делает его героем: у велосипедиста был диагностирован рак тестикул в прогрессивной стадии (были поражены легкие и мозг), а шанс на выживание составлял менее 50%... Победа в "большой петле" стала и победой над болезнью, доказавшей, что излечение от рака возможно, главное - не сдаваться. Место победителя в этом году остается под вопросом, возможно, это будет и один из наших велосипедистов. Российские спортсмены впервые приняли участие в туре в 1990 году, а в 1994 году Петр Угрюмов стал вторым в общем зачете.
Обычно участники тура одеты в майки своей команды, но некоторые майки имеют особое значение. Победителя предыдущего этапа можно с легкостью отличить по желтому цвету майки, зеленая указывает на лучшего спринтера, белая - лучшего молодого гонщика, а белая в красный горошек (очень актуальная расцветка этим летом) присваивается "королю гор", так как половина этапов проходит в горных районах.
Тур де Франс - это настоящая гонка на выживание, весь тур проходит в экстремальных условиях. Спортсмены покрывают в среднем по 180км в день, со средней скоростью 45 км/ч. Гонка связана с ежеминутным риском: крутые повороты, скользкая дорога, сложные подъемы. Погода тоже не всегда на стороне участников: июльская жара может смениться внезапным ливнем, горный туман сильным боковым ветром. За день гонщики расходует от 6 до 10 тысяч калорий! Такие нагрузки можно по праву назвать нечеловеческими. В прошлом для увеличения выносливости и заглушения боли нередки были случаи использования запрещенных медикаментов и стимуляторов. Именно поэтому была уменьшена общая протяженность тура с 5000км до 3500км. Сегодня ведется очень строгий допинг-контроль (особенно после смертельного случая от передозировки на одной из гонок), ведь тур призван показать реальные возможности спортсменов. В этом году перед самым началом гонок разразился громкий скандал, связанный с допинг-контролем. Под подозрением оказались 58 спортсменов. В результате из заявленных 189 участников 1 июля стартовали только 176, а из девяти велосипедистов снятых с соревнования оказались топ-фавориты гонки.
Каждый участник французской многодневки вызывает восхищение, но мы будем держать кулачки за наших велосипедистов, а это Владимир Гусев и Вячеслав Екимов (команда Discovery Channel), Сергей Иванов (T-mobile), Денис Меньшов (Rabobank), Владимер Карпец (Caisse d'Epargne) и Александр Бочаров (Credit Agricole). По завершению четвертого дня велогонки спортсмены преодолели 636 километров. Вперед ребята!