Использование рук в качестве естественного оружия в боевых действиях можно разделить на три основные группы:
ТСУКИ ВАЗА атакующая техника прямыми ударами.
УЧИ ВАЗА атакующая техника непрямыми ударами.
УКЕВАЗА блокирующая (защитная) техника.
ТСУКИ ВАЗА
Прямой удар Чоку Зукы наносится только вперед. Траектория удара представляет собой прямую линию. Рука возвращается обратно в исходное положение (Хикшпэ) по той же траектории (возвратно-поступательной). За время прохождения дистанции от бедра до цели кулак совершает винтообразное движение, а именно: в исходном положении свободно сжатый кулак находится у бедра пальцами вверх. Когда рука выпрямлена в конечной позиции, кулак расположен пальцами вниз. Поворот кулака составляет 180°. Из исходного положения на месте удар наносится следующим образом. Встаньте в стойку Хачиджи Дачи. Левая рука со сжатым кулаком (пальцами вниз) вытянута вперед на уровне груди. Правая рука со сжатым кулаком (пальцами вверх) находится у бедра. Локоть прижат к боку, плечи расслаблены и опущены. Начинайте одновременно менять руки местами. Правая рука идет вперед, а левая на бедро. Соблюдайте условие прямолинейности траектории и винтообразного вращения кулака. Кулак вытянутой руки должен находиться на уровне груди по вертикальной оси тела. Прямой удар Тсуки можно разделить на три категории в зависимости от расстояния до цели. Чоку Зуки удар выполняется на длинной дистанции и рука полностью выпрямлена. Пальцы сжатого кулака направлены вниз, то есть в процессе выпрямления руки кулак поворачивается на 180°. Татэ Зуки удар выполняется на средней дистанции. Кулак не полностью выпрямленной руки расположен вертикально (большим пальцем вверх). Поворот кулака от бедра осуществляется на 90° Ура Зуки удар выполняется на близкой дистанции. Пальцы сжатого кулака направлены вверх. Рука не поворачивается вокруг своей оси. В движении вперед или назад Тсуки может наноситься передней рукой Кизами Зуки, и задней рукой. Если в последней фазе удара с шагом вперед или назад впереди оказываются одноименные рука и нога (например, левая рука и левая нога), то этот удар называется Ой Зуки. Если же впереди оказываются разноименные рука и нога (например, правая рука и левая нога), то такой удар называется Гъяку Зуки. При движении вперед в стойке Зенкутсу Дачи рука «выстреливает» вперед в момент, когда передняя нога касается пола в конце шага или чуть раньше. (Следует помнить, что кулак является продолжением предплечья и вся рука должна представлять собой прямую линию.) При движении назад рука «выстреливает» вперед в момент, когда нога касается пола в конце шага сзади тела или чуть раньше.В обоих случая задняя нога в конце шага сразу же выпрямляется в колене. Корпус расположен вертикально с небольшим отклонением назад. По координации движений Гьяку Зуки более сложный удар, поэтому для его отработки требуется повышенное внимание. Правша больше внимания должен уделять левой руке, а левша правой, чтобы добиться одинаковой комфортности выполнения техники в левосторонней и правосторонней стойках. Ниже приводятся разные варианты исполнения удара Тсуки. Удар Моротэ Зуки наносится двумя руками одновременно. Известны три вида его исполнения: Хейко Зуки (параллельный удар) представляет собой двойной Чоку Зуки обеими руками одновременно на одном уровне. Авасэ Зуки вертикальный двойной удар. Обе руки одновременно наносят удары в одной вертикальной плоскости. Кулак руки одноименной с передней ногой наносит удар по уровню Гедан или Чудан. Кулак второй руки наносит удар по уровню Джодан. Фаланги кулака, наносящего удар по уровню Чудан (Гедан), направлены вниз, а кулака второй руки вверх. Корпус расположен фронтально по отношению к противнику и вертикально. Йама Зуки разновидность Авасэ Зуки. Наносится с поворотом и наклоном корпуса вперед. Руки по высоте находятся на большем расстоянии друг от друга, чем при ударе Авасэ Зуки.УЧИ В АЗА
Если удары Тсуки напоминают колющие удары острием клинка, то удары Учи похожи на рубящие удары лезвием. Удар Учи наносится за счет поворота бедер в горизонтальной плоскости и разгиба руки в локтевом суставе. Траектория удара представляет собой дугу, длина которой зависит от расстояния до цели (чем ближе цель, тем короче дуга, и наоборот). Некоторые удары Учи могут выполнять и функции защиты. Уракен Учи наносится тыльной стороной сжатого кулака, чаще всего Кентос указательного и среднего пальцев. Траектория удара представляет собой дугу с осью вращения в локтевом суставе. Движение имеет диапазон в 180° (от уровня Джодан до уровня Гедан). Для нанесения вертикального удара поднимите кулак до подбородка, локти опущены вниз. Резко разогните руку в локте. Кулак должен описать вертикальную дугу. Горизонтальный удар наносится изнутри наружу. Поднесите кулак к противоположному уху, внешней стороной наружу. Локоть направлен в сторону противника. Резко поведите локоть в сторонуцели, одновременно разгибая руку в локтевом суставе. Кулак все время находится в вертикальном положении большим пальцем вверх. В движении удары Уракен, как правило, наносятся из стойки Киба Дачи. Конечная фаза удара должна совпадать с конечной фазой шага, то есть удар должен достичь цель одновременно с постановкой ноги на новое место. Тэтсуи Учи (удар-молот) наносится торцом сжатого кулака со стороны мизинца. Траектория движения руки и принцип нанесения удара такие же, как и для Уракена. Удар может быть вертикальным и горизонтальным (изнутри наружу). При ударе сверху кулак расположен вертикально, при ударе сбоку кулак располагается горизонтально (пальцами вниз). Разновидностью является удар Ура Тэтсуи, когда удар наносится торцом кулака со стороны большого пальца. При перемещении удар, как правило, наносится из стойки Киба Дачи. Шуто Учи наносится внешним ребром раскрытой ладони со стороны мизинца за счет разгиба руки в локте. Ура Шуто Учи наносится ребром раскрытой ладони со стороны большого пальца прямой или почти прямой рукой сбоку с широкой амплитудой траектории.
Удары Шуто Учи можно разделить на три основные группы:
1.Вертикальный сверху вииз.
Напоминает аналогичный вид Тэтсуи Учи, но с раскрытой ладонью.
2.Горизонтальный изнутри наружу.
Выполняется следующим образом: поднесите раскрытую ладонь к противоположному уху, тыльная сторона ладони направлена наружу, локоть направлен в сторону противника. Вторая рука вытянута поперек корпуса в противоположном направлении, открытой ладонью вниз. Движение рук начинается одновременно в противоположном направлении. Верхняя ударная рука выпрямляется резким разгибом локтевого су ставав сторону противника. Нижняя вспомогательная рука также резким движением отводится на бедро в положение Хики-тэ (исходное положение), кулак сжат пальцами вверх. Контакт с целью осуществляется внешним ребром напряженной ладони со стороны мизинца. Площадь контакта от угла ладони до первой фаланги мизинца. После предполагаемого контакта с целью ударная рука возвращается, желательно с такой же скоростью, в исходное положение (то есть к противоположному уху) или в положение боевой стойки.
3. Горизонтальный снаружи внутрь.
В противоположность предыдущему выполнению в подготовительном положении руки не перекрещиваются. Поднимите кисть ударной руки к одноименному уху раскрытой ладонью вперед, локоть направлен в сторону. Вторую руку вытяните в направлении противника с раскрытой ладонью вниз на уровне груди. Резко бросьте ладонь вперед, выпрямляя руку. Вторая рука одновременно и так же резко оттягивается на бедро (в положение Хикитэ), кисть сжата в кулак фалангами вверх. В момент соприкосновения с целью кисть должна быть ладонью вверх. Принцип выполнения удара одинаков для всех видов и типов ударов: расслабление концентрация расслабление и резкое отведение конечности назад после ее контакта с целью. Траектория движения удара почти прямолинейная.
Эмпи Учи удар локтем имеет четыре разновидности:
Мае Эмпи Учи удар локтем вперед. Удар наносится движением снаружи внутрь из положения кулака в Хикитэ (на бедре) и поднятия локтя до уровня груди в горизонтальное положение. Фаланги кулака направлены вниз. Йоко Эмпи Учи удар локтем в сторону. В основном удар наносится из положения боком к противнику, чаще всего из стойки Киба Дачи. Удар наносится горизонтально. Рука движется вдоль груди. Вторая рука из исходного перекрестного положения переносится в Хикитэ. Ударная рука располагается сверху. Движение короткое, но очень эффективное в ближнем бою. Уширо Эмпи Учи удар локтем назад. Вытяните руку вперед открытой ладонью вниз. Глядя через то же плечо, нанесите локтем удар назад. В процессе движения назад рука поворачивается на 180° и в финальной фазе занимает позицию на бедре пальцами сжатого кулака вверх (Хикитэ). Локоть не поднимается, предплечье плотно прижато к боку. Другая рука выпрямляется вперед. Кисть или сжата в кулак (удар Тсуки), или раскрытая ладонь располагается вертикально. Татэ Эмпи Учи удар локтем вперед снизу вверх в вертикаль ной плоскости. Исходное положение руки на бедре (Хикитэ). В конечной фазе удара кулак располагается у подбородка. Оттягивание второй руки в положение Хикитэ происходит одновременно с нанесением удара локтем. Оба движения резкие и сильные. Отоши Эмпи Учи удар локтем сверху вниз по вертикальной траектории. Поднимите руку вверх и резко опустите вниз, сгибая в локтевом суставе и нанося удар локтем по цели, находящейся в горизонтальной плоскости. Корпус расположен вертикально. Колени сгибаются одновременно с движением локтя вниз. Степень сгибания коленей зависит от высоты цели. В финальной фазе траектории руки кулак повернут пальцами в сторону корпуса. Маваши Учи боковой длинный удар, наносится Кентос. Кулак начинает движение от бедра. В конечной фазе удара кулак и локоть должны находиться на одной горизонтальной линии или локоть должен быть выше кулака, но не наоборот.
УКЕ ВАЗА
Защитные действия в каратэ играют роль не менее важную, чем атакующие. Искусство защиты сложнее, чем искусство нападения, поскольку атакующий может нанести любой из многочисленных ударов, тогда как защищающийся должен выбрать конкретную защиту против данного конкретного удара. Выбор защитного действия зависит от многих факторов, а именно: от дистанции, вида удара, от уровня атаки (Гедан, Чудан, Джодан), от количества атакующих ударов, от скорости атаки, от скорости реакции защищающегося, от умения ориентироваться в пространстве и др.По уровню мастерства спортсмена защитные действия можно разделить на три уровня:
1. Применение блоков и подставок.
2. Уходы и уклоны.
3. Опережение атаки противника и проведение своей атаки.
Чем выше уровень спортсмена, тем неуязвимее он для противника. Как правило, большинство видов блокирования ставят своей целью отвести удар противника с первоначальной траектории, сделать так, чтобы удар прошел мимо цели. В этом случае различают два вида школ: жесткую и мягкую. Жесткую школу характеризует жесткий мощный блок, который можно назвать своеобразной контратакой. Мягкая школа предполагает отведение удара с траектории скользящим и проводящим удар движением на минимально необходимое расстояние от цели. Уходы и уклоны это защитные действия мастера высокой квалификации, который видит момент начала атаки и направление удара. Тем не менее блокирование атаки применяется и в начале обучения, и в период зрелого мастерства. Вершиной мастерства каратэки является предвидение атаки противника и опережение, перехват ее перед самым началом при дальнейшем проведении собственных атакующих действий. В соответствии с концепцией спортивного каратэ, оно не является оружием агрессии, поэтому все действия в Кихон-Кумитэ (работа в парах) и все ката (воображаемый бой против нескольких противников) начинаются с защитных действий. Рекомендуется запястьем блокирующей руки попасть на запястье атакующей руки. То есть чем длиннее рычаг, тем меньше прилагаемое усилие. Это правило касается блоков всех видов при блокировании ударов руками. Кроме того, существует опасность пропустить удар в случае, когда рука противника длиннее, а блок попал в предплечье в районе локтя. Желательно делать протягивающее движение блокирующей рукой в направлении атакующего удара, как бы сопровождая его. Подобное действие также уменьшает прилагаемое усилие блока, особенно в случае, когда масса противника значительно превышает массу защищающегося. При блокировании с отведением атакующей конечности в сторону от траектории удара очень важен резкий и мощный поворот бедер, который также значительно облегчает выполнение блоков. В учебном варианте исполнения вторая рука, как правило, идет на бедро в Хикитэ одновременно с выполнением блокирующего движения. В боевых условиях вторая рука может защищать другое уязвимое место или усиливать блокирующую руку подставкой к ней. При жестком блокировании стойка должна быть низкой с широко расставленными ногами, с низко опущенным центром тяжести тела. Такая стойка позволяет блокировать также мощные удары ногами без потери равновесия. С другой стороны, в стационарную мишень попасть легче, чем в подвижную. Поэтому жесткая низкая стойка применяется сугубо при блокировании атаки противника, а затем необходимо перейти в более высокую подвижную стойку для осуществления боевого маневрирования. Аге Уке может также называться Джодан Уке, поскольку блокирует атаку на уровне Джодан (голову). Атакующая рука (редко нога) отводится от первоначальной траектории вверх. Блокирующая рука поднимается вверх от уровня Чудан до уровня Джодан (чуть выше головы). В процессе поднимания часть руки от локтя до кулака находится все время в горизонтальном положении,перекрывая таким образом площадь корпуса. По ходу поднимания руки кулак совершает поворот на 180° и в конечной точке находится мизинцем вверх. Сото Уке траектория движения снаружи внутрь от прямых ударов в голову и корпус. Поднимите кулак к виску (мизинец вверх), затем резким сильным движением с поворотом бедер в том же направлении перенесите кулак к противоположному плечу. Остановите кулак около противоположного плеча Кентос вперед (поворот кулака на 180°) приблизительно на расстоянии 20 сантиметров. Локоть прижат к животу. Атака блокируется предплечьем со стороны мизинца. В конечной фазе корпус повернут к противнику на 3/4, что также уменьшает для противника площадь поражения. Защитой Сото Уке, как правило, блокируются прямые удары руками и ногами. При перемещении вперед или назад обычно применяется стойка Зенкутсу Дачи с блоком Сото Уке. Блок Сото Уке можно перевести в блок Аге Уке, не опуская руки, или наоборот, а также перевести в блок Гедан Барай, что повышает эффективность и частоту его применения. После проведения блока Сото Уке можно повернуться на 180° и нанести Эмпи Учи или Уракен Учи в качестве контратаки. Гедан Барай (Барай смахивание) отведение с траектории удара противника по уровню Чудан (в корпус) рукой или ногой. Блок выполняется внешней стороной предплечья (Ван) у кисти. Ось вращения кулака в локтевом суставе. Начало движения руки от противоположного плеча. Смахивающее движение руки должно проходить вдоль корпуса сверху вниз, защищая таким образом поверхность корпуса. Движение должно остановиться у внешней стороны бедра. При выполнении Гедан Барай в стойке Зенкутсу Дачи сжатый кулак должен остановиться в 5 сантиметрах выше колена и над коленом передней ноги.Защита Гедан Барай может выполняться из любой стойки, но при ее выполнении с шагом вперед рекомендуется стойка Зенкутсу Дачи, а при шаге назад стойка Кокутсу Дачи или Зенкутсу Дачи. Шуто Уке блок, осуществляемый внешним ребром раскрытой ладони. Блокирование производится площадью от основания ладони до основания мизинца. Удар Шуто Учи и блок Шуто Уке практически выполняются одинаково, только назначение у них разное. Раскрытая ладонь поднимается к противоположному уху пальцами вверх. Локоть опущен. Движение ладони со сжатыми вместе пальцами представляет собой пологую дугу вперед, в сторону атакующей руки противника с целью изменить траекторию атаки. Вторая рука занимает положение в Хикитэ или с раскрытой ладонью, прижатой внешним ребром к солнечному сплетению, служит защитой. Обычно в учебном варианте перемещение с блоком Шуто Уке или ударом Шуто Учи выполняется в стойке Кокутсу Дачи и вперед, и назад. Финальная фаза удара или блока и шага вперед или назад совпадают по времени. В идеале угол в локтевом суставе должен составлять 90°, расстояние от локтя до корпуса ширина ладони, ладонь по высоте на уровне плеча. Учи Уде Уке блокирование производится частью запястья со стороны большого пальца круговым движением руки снизу вверх, изнутри наружу. Ось вращения блокирующей руки в локтевом суставе. Кулак сжат. Локоть находится впереди перед корпусом и согнут под прямым углом. Не следует отводить локоть в сторону. В момент блокирования корпус поворачивается к противнику на 3/4, что усиливает блок. Движение руки должно быть быстрым и четким. Вторая рука одновременно идет в Хикитэ. В учебном варианте перемещение, как правило, осуществляется в стойке Зенкутсу Дачи. Джуджи Уке крестообразный блок. Обычно используется против прямых ударов ногами на уровне Чудан (в корпус) или прямых ударов руками на уровне Джодан (в голову). В процессе выпрямления руки скрещиваются в запястьях и ловят ударную конечность на пересечение рук. Блок обычно осуществляется с шагом назад в стойке Зенкутсу Дачи. При блокировании ударов ногами не следует наклоняться вперед дальше ступни передней ноги, поскольку существует опасность пропуска удара в голову, если блок Джуджи Уке не остановит атакующую ногу. Тейшо Уке блокирование или мягкое отведение атаки с траектории осуществляется открытой ладонью. Точкой соприкосновения с атакующей конечностью служит основание ладони. Блокирование, жесткое или мягкое, осуществляется на всех уровнях и по всем направлениям. Главное условие комфортность и надежность выполнения, то есть стойка должна быть удобной и устойчивой, контакт с атакующей поверхностью надежным. Блокирование можно осуществлять из любой стойки с шагом вперед, назад или в сторону. Выше приведены наиболее часто применяемые блоки. В принципе, каждая часть тела может быть использована в качестве защиты. Главная цель надежность и эффективность. Основатель спортивного каратэ Гичин Фунакощи делал настолько сильные блоки, что его боялись атаковать. Таким образом, блоки могут применяться в качестве контратаки. Вместе с тем мягкие блоки также очень эффективны, особенно с проводкой атакующей конечности почти по первоначальной траектории, но мимо цели. Высшим классом блокирования, жесткого или мягкого, считается блокирование, при котором атакующая конечность проходит настолько близко мимо корпуса, что задевает каратэги (одежду), но не касается корпуса.