Ножи и кортики, мечи и шпаги, сабли и пики считались во все времена чем-то большим, нежели просто орудиями убийства. Их изготовлением, как правило, занимались искусные мастера, всякий раз стремившиеся превратить кусок бездушного железа в настоящее произведение искусства. Неудивительно, что коллекционирование холодного оружия (или просто использование его в качестве элемента декора помещения) имеет давние традиции как в нашей стране, так и за рубежом.
В самом деле, разве можно представить себе, например, рыцарский замок, просторные залы и длинные коридоры которого не были бы увешаны массивными щитами, пиками или мечами? Конечно, были времена, когда это оружие вполне могли использовать по прямому назначению.
Однако, согласитесь, что главная его задача в данном случае - эстетическая. И в этом трудно усомниться, если взглянуть на сохранившиеся образцы холодного оружия минувших эпох: божественные пропорции, четкие линии, сияние драгоценных камней, блеск благородных металлов и, наконец, особая аура силы и мужественности, вызывающая в памяти легенды и предания о славных воителях минувших эпох:
Или, возьмем, к примеру, дом какого-нибудь знатного дворянина XIX века. Можно ли поверить в то, что он украшен только прекрасной мебелью, портретами предков и статуэтками, привезенными из заморского путешествия? Нет, нет и еще раз нет! Бьемся об заклад, что практически в любой комнате такого "дворянского гнезда" обязательно найдутся прекрасные и, возможно, редкие экземпляры холодного оружия. А если владелец поместья - истинный англоман (напомним, что в Англии очень сильны традиции коллекционирования оружия, а англоманов в России было предостаточно), тут уж, как говорится, комментарии излишни.
Отвоевались
Нужно признать, что настоящая страсть к коллекционированию сабель, кортиков и прочих "холодных" атрибутов войны возникла позже, а именно в XX веке. Это было связано в первую очередь с массовым серийным выпуском более эффективного огнестрельного оружия, которое быстро вытеснило своих "рукопашных" предков, автоматически превратив их в раритетные экспонаты. Исключение составили лишь боевые армейские ножи и кортики, которые, правда, можно расценивать лишь как вспомогательное оружие "для особых случаев". Таким образом, освободившись от своего изначального назначения - убивать, традиционное холодное оружие смогло полностью перекочевать в сферу искусства, к которой всегда так тяготело, и стать предметом страсти многих коллекционеров.
А теперь немного терминологии. По мнению специалистов, под холодным оружием следует понимать "оружие, боевое использование которого не связано с применением взрывчатых веществ". Оно подразделяется на ударное, колющее, рубящее, а также сочетающее несколько из перечисленных признаков (например, колюще-рубящее, ударно-рубящее и т. д.), один из которых является превалирующим. Впрочем, существует и другая классификация, согласно которой холодное оружие подразделяется на клинковое (мечи, сабли, шашки, кинжалы, боевые, национальные и охотничьи ножи, штыки-ножи и т. п.), иное оружие режущего, колющего, рубящего или смешанного действия (штыки, копья, боевые топоры и т. п.), а также оружие ударно-раздробляющего действия (кастеты, нунчаки, кистени и т. п.). Думается, что обе приведенные классификации, несмотря на некоторые разночтения, дают довольно четкое представление о том, как следует трактовать термин "холодное оружие".
"Холодная" эволюция
История холодного оружия уходит корнями в глубокую древность. Так, до нашего времени дошли некоторые образцы примитивного "вооружения" эпохи неолита (в основном дубины и палицы), а также кинжалы из камня и кости времен палеолита (это оружие представлено в музеях в более широком "ассортименте").
Новая эра в истории холодного оружия началась после того, как наши предки научились добывать и обрабатывать медь и бронзу. Оказалось, из этих материалов получаются хотя и довольно тяжелые, но весьма удобные мечи, объединяющие лучшие качества каменного ножа и палицы. Незаменимые качества меча в рукопашной схватке (в том числе с крупными хищниками) послужили причиной его широкого распространения, особенно в Древнем Риме, где меч быстро стал играть главную роль в сражениях. С успехом использовали железные мечи и в эпоху феодализма, причем в разных странах средневековой Европы такое оружие имело массу разновидностей (их описание потребовало бы отдельной статьи).
Типологически меч завершает собой целую эпоху эволюции холодного оружия: в XIII веке рубящий меч превращается сначала в рубяще-колющее оружие, а затем, два столетия спустя, - в колющее (шпага). Параллельно с усилением брони меч все больше "приспосабливается" к уколу: острие его из круглого становится острым, клинок удлиняется, лезвие сужается к острию. Воинам пришлось осваивать более тонкие приемы фехтования, нежели рубка сплеча. И в этом им помогала новая конструкция меча с утяжеленным набалдашником и удлиненной пятой клинка, которая позволяла при необходимости взять меч обеими руками. Поскольку приемы фехтования заставляли порой перекладывать указательный палец за крестовину, лезвие у пяты намеренно затупляли.
В связи с постоянно усложняющимися приемами фехтования изготовители холодного оружия старались совершенствовать свои творения. Так появляется сначала одна, а потом целая система дуг гарды, иногда в виде целой корзины или чашки; симметричная крестообразная форма рукоятки меча постепенно уходит, и в итоге к XVI веку меч "перевоплощается" в шпагу.
В разных странах шпаги отличаются по форме (причем и клинка, и рукояти): так, итальянские шпаги характеризуются большой длиной, гибкостью и развитой гардой; испанская бретта напоминает рапиру и имеет глубокую чашку; немецкие шпаги довольно коротки, но при этом имеют широкий клинок, и т. д. Кстати, с развитием придворной жизни появился особый вид декоративной шпаги, потерявшей значение оружия и ставшей исключительно принадлежностью костюма; он отличается особым изяществом и дорогой отделкой.
Что касается холодного оружия "малых форм" (ножи, кинжалы и т. п.), то оно существовало в том или ином виде на протяжении всей человеческой истории. Подробно рассматривать его разновидности мы не будем, поскольку их довольно много. К тому же сегодня в продаже немало хороших, щедро иллюстрированных книг, посвященных этому виду вооружения.
Искусство подражания
Настоящие катана, сабля, шпага или меч, не говоря уже о древнеримских гладиусах (коротких колющих и рубящих мечах), очень дороги и приобретаются, как правило, не в магазинах, а на известных аукционах. Поэтому, когда вам посчастливится увидеть на прилавке такой ценный экспонат, задумайтесь: действительно ли он представляет историческую ценность. Возможно, перед вами просто искусно выполненное декоративное оружие (изготовлением подобных изделий сегодня занимается не одна мастерская). Но если этот "новодел" достаточно высокого художественного уровня, его не стыдно повесить в гостиной, зале или, скажем, в бильярдной. Кстати, некоторые производители декоративного оружия научились грамотно "старить" металл клинка, материал рукоятки и отделку ножен. Правда, вы вряд ли получите от копии (пусть даже самой искусно выполненной) то наслаждение, которое испытывает собиратель старинного холодного оружия, держа в руках старую шпагу или катану. Но о вкусах, как известно, не спорят. Для кого-то приобретение декоративного кинжала или меча действительно будет идеальным решением.
Чаще всего в магазинах можно встретить стилизованные декоративные сабли. Эти клинки подходят практически для любого интерьера. Ведь для того чтобы повесить на стену меч или арбалет, в помещении придется создать соответствующий интерьер. В противном случае оружие "потеряется" в обстановке или будет выглядеть инородно. Зато саблю можно вывесить даже на голой стене, а тем более на любом настенном ковре или установить в специальной стойке - смотрится превосходно.
Обратите внимание: декоративное клинковое оружие не является холодным оружием в юридическом смысле, следовательно, приобретать и хранить его можно без специальной лицензии.
На всеобщее обозрение
Коллекционер холодного оружия, как правило, сталкивается с гораздо большими проблемами, чем, скажем, собиратель марок или бабочек. Прежде всего он должен получить специальную лицензию, дающую право на хранение "холодного арсенального". Кроме того, большинство экспонатов приходится ставить на учет в милиции, что, по понятным причинам, требует много времени и сил.
Кстати, совсем недавно российские коллекционеры холодного оружия получили возможность открыто экспонировать свои собрания в музеях. Так, в декабре прошлого года в одном из залов Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в Петербурге состоялась выставка "Кортики, ножи, кинжалы из собрания петербургского коллекционера Д. А. Федурина". Посетители смогли полюбоваться великолепными образцами холодного оружия конца XVIII - начала XXI в в. (ножи, кинжалы, кортики, тесаки, а также парадные штыки различных ведомств из 34 стран мира - всего около 200 экспонатов). Раньше подобные мероприятия никогда не проводились. Причина банальна - нежелание коллекционеров демонстрировать свои дорогостоящие арсеналы, опасаясь краж, проблем с правоохранительными органами и т. п., а музеев - "связываться" с частными собирателями. Хочется надеяться, что вслед за г-ном Федуриным и другие коллекционеры согласятся явить миру сокровища своих "оружейных палат". Музеи же, судя по всему, наконец-то решились предоставить помещения собирателям холодного оружия.
Статья получена: www.Zagorod.spb.ru