Четвертые сутки над заливом Креста висит непроницаемая пелена тумана. Словно сотни тонн тонковолокнистого хлопка рассеяли в воздухе. Аэропорт замер. Четвертые сутки мы с председателем фотоклуба «Берингия» Николаем Бобровым сидим в аэропорту и ждем погоды. Нам необходимо добраться в чукотско-эскимосское село Уэлькаль, где будет проходить праздник Белого медведя.
Ночью неожиданно разразилась гроза, да такая, какой не помнят самые старые жители Эгвекинота Мощные струи дождя хлестали по крышам и каменным склонам сопок. Молнии раскалывали потемневшее небо. Грохотал гром. После грозы прояснилось. И чуть свет «вертушки» (так здесь называют вертолеты) взмыли в воздух.
В иллюминатор видны ледяные поля, заполнившие залив, и среди них точкой маячит ледокол «Москва», который проводит суда в порт Эгвекинот. Взметнулись ввысь крутолобые вершины сопок, в складках которых лежит снег. Вертолет то и дело ныряет в туманную пелену, окутавшую землю.
Через час-полтора под нами пронеслось село Уэлькаль. Еще в воздухе нам показалось, что мы слышим ритмичные звуки яраров...
Вертолет делает круг и садится на площадку, расположенную почти у самых домов поселка. Десятки людей, одетых в праздничные кухлянки, высыпали нам навстречу.
На берегу, почти у самого уреза воды, стоит яранга. Здесь и будет проходить праздник. По его условиям, самый удачливый охотник должен привезти своим сородичам в гости Белую медведицу. Собравшиеся на берегу с нетерпением всматриваются в морскую даль. Вот на горизонте показалась черная точка. Она все ближе и ближе... Над морем разносится клич: «О-гой! О-о-о-гой!» Это хозяин-охотник извещает односельчан, что везет в гости Белую медведицу. В руках у него расписное весло. В ответ на берегу зазвучали ярары. Белая медведица ступает на землю. Ее встречает жена хозяина, подносит ритуальное ведерко с водой, дает из него отпить.
— А'мын мытьенмык — вот и приехали,— говорит хозяин.— Гостья наша, пойдем в наш дом.
Все направляются к яранге. Впереди, конечно, бегут дети. Девушки обхаживают гостью: подносят ей белые и пестрые шкуры, расстилают их, приглашают садиться. Затем угощают чаем и строганиной.
— Вэлымкык'унэтури! Спасибо за гостеприимство,— говорит Белая медведица.
Ритуал праздника соблюден, теперь можно поговорить и о серьезных вещах.
— Что нового в совхозе? Как идут дела? — спрашивает гостья.
Уважение к гостю прежде всего! И собравшиеся оленеводы, животноводы, зверобои рассказывают о своих заботах и своих успехах.
— Ка-а-ко-мэй! — говорит гостья.— Славно вы потрудились, а вот детишки ваши здоровы?
— Все здоровы! — отвечают стоящие рядом школьники.— Все мы учимся. В нашей школе нет лентяев!
— Тогда и веселью час настал,— говорит Белая медведица.
Звонко ударили ярары, полилась песня: выступает национальный ансамбль «Имля». Потекли, как ручей, сказки и скороговорки. Поплыли в танце участники праздника...
Праздник Белого медведя имеет глубокие корни. На протяжении сотен лет береговые чукчи и эскимосы, потомственные морские зверобои и охотники, выходили в море на добычу морского зверя. Выходили на лодках-байдарках, сделанных из моржовых шкур. Оставшиеся на берегу женщины и дети с надеждой ожидали их возвращения... История народов Чукотки богата различного рода традициями и обрядами, родившимися из наблюдений за природой, за жизнью животных и посвященными началу сезона охоты или его завершению.
...Долго длится веселье. Под конец одна из старейших жительниц поселка, Вера Петровна Новикова, подносит гостье подарок — торбаса и коврик, расшитые волосом оленя.
— А'тав! Пусть удача сопутствует вам в охотничьем сезоне! — вставая, говорит гостья.— До встречи!
И встреча состоялась через... считанные минуты. Не успели отгреметь ярары, как на берег вышел настоящий белый медведь. Не обращая внимания на сотни собравшихся людей, он не спеша, по-хозяйски шествовал по берегу и стряхивал прозрачные капли воды со своей белоснежной шкуры. Около двух часов бродил он по берегу, а затем, разбежавшись, прыгнул в воду и поплыл через пролив к виднеющимся вдали льдинам...