Площадь Согласия. Фонтан |
Пожалуй, мало найдется королей, кто остался в истории под именем "Любимец". Людовика XV-го величали именно так. Конечно, во время его правления не все было гладко, но тем не менее, при нем прекратился голод, быстро развивались промышленность и экономика. Именно купцы и парижские старейшины решили сделать подарок королю, который медленно выздоравливал после тяжкой болезни, - создать конную статую монарха.
Для статуи требовалось соответствующее обрамление, таковым и должна была стать площадь имени Людовика XV-го.
К этому времени в Париже уже существовали две совершенно разные, но каждая по-своему элегантная и изысканная, площади - Вогезов и Вандомская. Местом для новой жемчужины архитектуры, а в том, что она таковой станет, никто не сомневался, - выбрали пустырь, вернее, огороды, окруженные рвами, между садом Тюильри и Елисейскими полями. Так создавался единый архитектурный ансамбль. Проект не был заказан какому-то одному архитектору, вместо этого объявили конкурс, в котором приняли участие самые именитые зодчие, в том числе Сервандони, Суффло и Габриель. Победу одержал проект Жак-Анжа Габриеля.
Площадь Согласия. Дворцы |
Оригинальность его проекта заключалась в том, что площадь была полностью открыта, и только в северной ее части стояли два великолепных дворца. Прототипом фасада для них послужила луврская колоннада Перро. По своей элегантности колоннада Габриэля превзошла оригинал. Два дворца предназначались для размещения официальных гостей королевства, но по своему назначению никогда не использовались. Со временем один из них был продан герцогу Крийону и оставался во владении семьи до 1904 года, в 1909 во дворце была открыта самая фешенебельная и по сей день гостиница Парижа "Крийон".
Во втором дворце сначала располагался королевской склад мебели. Под мебелью короли подразумевали картины Рафаэля, доспехи, украшенные драгоценными камнями, ковры из галерей Лувра и даже алмазы. Небольшую часть занимала квартира Марии-Антуанетты, где она останавливалась, бывая в Париже. С 1792 года в здании разместилось морское министерство, сюда на работу устроился молодой чиновник Ги де Мопассан. Нравы его коллег послужили основой творчества писателя.
Площадь Согласия. Балюстрада |
В 1763 году состоялось торжественное открытие: площадь получилась в плане восьмиугольной, рвы, которые засадили цветами и травой, застройке не подверглись, к ним спускались лестницы, а остальную часть окружала балюстрада, сохранившаяся по сей день. В самом центре была установлена статуя короля работы скульптора Бушардона, которую мастер не успел завершить, и Пигаль придал ей окончательный вид. В своем первозданном великолепии площадь просуществовала 30 лет.
Площадь Согласия. Обелиск |
Еще во времена монархии на площади произошла трагедия. 1770 год. Свадьба будущего Людовика XVI и австрийской принцессы Марии-Антуанетты. На площади устраивают праздничный фейерверк, народ собрался для гуляний, и вдруг одна из петард попадает прямо в толпу, начинается пожар, люди, пытаясь спастись, бегут с площади, слабые падают, их затаптывают… В итоге свадьба обернулась трагедией.
Может быть, это событие повлияло на то, что площадь Людовика XV, ставшая после 1789 года площадью Революции, превратилась в самое кровавое место Парижа. Статуя короля была уничтожена, а на площади появилась королева террора - гильотина. Первыми жертвами ее оказались два грабителя, им удалось обчистить тот самый склад, который находился в здании сегодняшнего морского министерства. За два года, что гильотина простояла на площади Революции, ее жертвами стали Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Дантон, Шарлотта Корде, сам зачинатель террора Робеспьер и еще более тысячи менее именитых граждан. Казни на площади настолько вошли в повседневную жизнь, что неподалеку от лобного места какой-то придприимчивый господин открыл кафе "У гильотины", оно всегда было переполнено посетителями.
В 1795 году гильотину убрали, площадь в очередной раз переименовали, теперь она стала называться площадью Согласия. По предложению художника Давида это место заняли статуи "Укротители коней", более известные как "Кони Марли", созданные в 1745 году для украшения дворца Людовика XIV в парижском пригороде Марли. В XIX веке оригинал был переведен в Лувр. Сегодня копия этой скульптурной группы украшает въезд на Елисейские поля.
Самые большие изменения площадь пережила в годы правления Луи-Филиппа. С архитектурной точки зрения подобную площадь должна обязательно украшать статуя, эту проблему обсуждала вся страна. Одни предлагали восстановить статую Людовика XV, другие хотели установить памятник Людовику XVI, чтобы никого не обидеть и не накалять и без того сложную политическую ситуацию. Луи-Филипп решил установить на площади обелиск, подаренный вице-королем Египта Мухаммедом Али. 25 октября 1836 году обелиск высотой в 23 метра и весом 220 тонн не без труда был воздвигнут в центре площади.
Еще через несколько лет архитектор Гитторф установил по бокам обелиска два фонтана, созданных по подобию фонтана святого Петра в Риме, а на каждом углу площади появились статуи, символизирующие восемь главных городов страны. Для символа Страсбурга позировала Жюльетта Друе, возлюбленная скульптора Прадье, она же на протяжении пятидесяти лет жила с Виктором Гюго. Все долгие годы, в течение которых Эльзас был оккупирован немцами, статую - в знак национальной беды - покрывала траурная вуаль.
Ни одна из восьми статуй не является примером высокого искусства, но зато они обладают одной особенностью: их постаменты столь огромны, что в каждом из них когда-то помещалась небольшая квартира. Парижские власти XIX века сдавали это экзотическое жилье за 500 франков в год. Теперь здесь разместились входы в подземный паркинг.