Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Туризм и путешествия » Страны и города » По воле ветра

 

По воле ветра

 

 

Мой первый полет с Ушкунура — эту гору под Алма-Атой хорошо знают дельтапланеристы — прошел как-то сумбурно. То ли из-за погодных условий, то ли место старта было неудачным, то ли летела я на необлетанном после переделок аппарате.

Мне нужно было вылететь из ущелья в долину. Казалось, левая сторона ущелья, как мощный магнит, притягивает маленький аппарат. Моего веса не хватало, чтобы классически, как в учебниках, исправить крен.

загрузка...

 

 

Тогда я правой рукой взялась за боковую стойку, а левой стала держаться почти у правого узла трапеции. Аппарат вел себя непослушно и все время норовил развернуться влево. Один раз я дала ему немного свободы, и он, с довольно сильным скольжением, лихо сделал левую спираль. «Какие здесь сложные метеоусловия! И какие, должно быть, асы здесь летают!» — думала я, сознавая при этом, что мои летные навыки далеки от совершенства. У меня за спиной было всего двадцать часов налета... Думая о предстоящей посадке, я понимала, что все самое трудное впереди. И действительно... на высоте 20 метров аппарат уверенно повернул нос влево. Позволив ему сделать желаемую спираль, я выровняла дельтаплан против ветра, быстро перехватилась за боковые стойки, зажала коленями ручку спид-бара, увеличивая таким образом посадочную скорость. Посадка произошла мгновенно. И вот я уже отцепляюсь от аппарата и сразу начинаю высматривать место, куда бы его вытащить, чтобы там разобрать свое сокровище. Согнувшись под тяжестью дельтаплана (надо же, многим он казался таким легким!), пробиралась к дороге через арыки, канавы и какой-то бесконечный пустырь, когда впереди увидела человека с аппаратом. Я не знала, кто это, знала лишь, что в эти майские дни здесь летала сборная Союза (было это в 1990 году). Человек с аппаратом действительно оказался членом сборной Анатолием Коркачем. Он довольно доброжелательно отнесся ко мне, и я чистосердечно призналась ему, что не очень-то умею летать на этом замечательном аппарате, рассказала о своем полете с Ушкунура. Толя внимательно выслушал меня и сказал, что дело вовсе не в моем неумении летать и не в местных метеоусловиях, а в дельтаплане.

Потом было немало забот с аппаратом: удлиняли консоли, укоротили поперечину, перегнули латы, перешили парус. И уже через день на том Ушкунуре мне ничего не оставалось, как довольно решительно стартовать. Крен был, но намного меньше, и в сравнении с первым полетом этот второй меня даже обрадовал.

В те дни в Алма-Ату приехали десять американских дельтапланеристов. И решено было провести соревнования между нашими и американскими спортсменами — на Кубок «Мир». Я тоже приняла в них участие, но так и не смогла улететь дальше зачетного расстояния, чтобы получить какие-нибудь очки. Надо было пролететь не менее 15 километров. Каждый летный день начинался со страстного желания пролететь эти 15 километров. А Кубок «Мир» уже приближался к концу... И вот я еду на грузовой машине на Ушкунур. Дорога петляющей ленточкой поднимается все выше и выше. Проезжая вырванный у гор кусочек открытого пространства, вижу землю с высоты почти 900 метров. Все в дымке — и сквозь нее просматривается земля, уменьшенная до квадратов полей и поселков, состоящих из домов-кубиков. И сердце замирает от того, что старт совсем близко...

А на вершине горы ветер, какой здесь бывает редко.

Собрав свой аппарат, подхожу к месту старта. Очередь, состоящая из дельтапланеристов, продвигается очень быстро. Все торопятся в небо, пока ветер сможет поднять выше и унести дальше. Воздух наполняется дельтапланами, а радиоэфир оживает переговорами, которые по рациям ведут спортсмены. В сердце сладостное ожидание: сейчас я окажусь в небе, а там... И, подняв дельтаплан, разбегаюсь — мне помогает душа, вырывающаяся наружу. И нет земли под ногами — я уже в небе. Здесь все привычно, знакомо. Вокруг кружат дельтапланы, отыскивая восходящие потоки. А я хочу найти свой поток и не хочу мешать другим спортсменам. И мне это удается. Поток поднял меня на 200 метров, и я, заметив, что кое-кто из спортсменов с этой высоты начинает лететь но маршруту, направляю свой аппарат в сторону гор... На вырубленной природой площадке замечаю дом и человека около дома. Он стоит задрав голову, смотрит в небо. Не так уж я высоко над ним, могла бы помахать ему рукой, но я очень серьезна: чтобы перелететь это место, нужен восходящий поток, который поднял бы меня выше. И начинается подъем. Я заставляю аппарат крутиться в спирали, земля уходит вниз, и небо, кажется, становится шире и выше — я выигрываю еще немного воздушного пространства. И радуясь тому, чего достигла, с нежностью смотрю на землю. Виноградники с зеленой курчавостью лоз зовут пролететь над ними, ровность, открытость полей говорят: здесь ты можешь совершить посадку, а поселки расчерчены дорогами и крышами домов — и не знаешь, чего от них ждать: над ними тебя или поднимет, или кинет вниз в нисходящем потоке. Я лечу совсем одна, рядом только горы. Первый раз лечу над ними, и пока они еще для меня чужие. Аппарат движется медленно — высота делает скорость незаметной. Но маленькая треугольная тень бежит по земле, следуя за мной, и земная ее дорожка повторяет воздушную дорогу моего аппарата.

Теперь мне неодиноко: есть я, мой аппарат и тень, соединяющая нас с землей. Потока опять нет, и я теперь по воле ветра уношусь все дальше и дальше. Оглядываясь назад, замечаю дельтаплан, с которого мне машут рукой. А у него-то высоты гораздо больше. Ну и пусть! Я упрямо лечу своей дорогой.

Впереди виноградники, и, опасаясь, что, если не хватит высоты, мне негде будет сесть, я сворачиваю к окраине поселка. Два поля впереди, а я хочу сесть как можно дальше. Интуиция подсказывает, что я все-таки сяду на дальнее поле. Оно окружено высокими деревьями, и зеленый цвет его говорит, что оно покрыто нежной, весенней травой. Теперь уверенность в том, что я смогу правильно рассчитать заход на посадку, делает мои действия предельно четкими.

Земля несется уже подо мной, и взгляд, скользящий по ней, отмечает кустарники на ближнем поле, дорогу, по которой движутся машины, а впереди — деревья с ветками, вытянувшимися по ветру. Я пролетаю над деревьями совсем низко. Их верхушки блестят от листьев, которые перебирает ветер. Вылетаю на поле и, разворачиваясь, вижу набегающую на меня землю. Вот-вот коснусь ее, и что-то внутри меня заставляет вытолкнуть вперед трапецию, и я уже стою на земле, и аппарат замер. Мгновенная усталость пронзает все тело: не так просто возвратиться с неба на землю...

Заставляю себя очнуться, взваливаю на плечи дельтаплан и несу его к дороге. Там меня уже ждут мальчишки, появившиеся неизвестно откуда. Глаза глядят с любопытством. Самый решительный говорит: «А мы видели, как вы летели, и бежали за вами». Взгляды их прикованы к моему аппарату, чувствую, им хочется дотронуться до него руками. Я сама когда-то была такой, да и не все прошло с возрастом. Может, потому и говорю им: «А не поможете ли мне разобрать аппарат?» И мальчишки кинулись к дельтаплану. Я смотрю на карту в планшете и измеряю, сколько пролетела. Всего 14 километров. Но это мой личный рекорд и не стоит грустить. Да и то поле, на которое сейчас сыплются разноцветные треугольники дельтапланов, даже ближе на 1,5 километра. А по аппаратам вижу, что на него садятся известные пилоты. После моих неудач — это хоть маленькая, но удача.

В лагере все заняты своими делами, и я иду искать своего сына. Вот он верхом на лошади, сопровождаемый детьми и воспитательницей, появившейся у них на время, пока их родители, летают...

Провожая глазами ускакавшего на лошади сына, замечаю, что ко мне подходят Крис, Джо Гребло и переводчик из Москвы Лева. Крис, нежно обращаясь ко мне, протягивает сверток. Лева переводит ее слова: «Крис говорит, что хочет от всего сердца сделать тебе подарок на память». Я пугаюсь: мне редко дарили подарки. А Крис разворачивает сверток, и я вижу симпатичные футболки с рисунками дельтапланов — мечта наших спортсменов. Но нет! Я не могу это принять, надо подарить что-то взамен... Вспомнила: у меня есть красивые сережки. Я их недавно купила. И, оставляя в изумлении Крис, Джо и Леву, несусь в дом и выбегаю уже со своим подарком. Теперь Крис отмахивается, а я привлекаю на свою сторону Джо и Леву и на русском уговариваю принять Крис и от меня подарок, а Джо прошу подтвердить, что серебристые сережки со сверкающими красными камешками очень идут Крис к ее нежному смуглому лицу, окруженному черными волосами. И зеркальце, которое я догадалась захватить с собой, помогает убедить Крис. Я вспоминаю и про вторую нашу гостью. У меня есть для нее еще одни красивые, новые серьги.

Кэтрин Ярдлей сидит на траве, окаймляющей волейбольную площадку. Кэтрин симпатично смотрится в своих цветных шортах. Она здесь известна всем как женщина, пролетевшая 265 километров — рекорд мира 1990 года. Протягиваю Кэтрин свою ладошку со спрятанным в нее подарком. Кэтрин с любопытством смотрит, в глазах — нетерпенье. Я разжимаю ладошку, жестом показывая, что это подарок для нее...

В последний день соревнований я пролетела 16 километров и получила зачетные очки. В результате на Кубке «Мир» заняла предпоследнее, 56-е место. Для меня это было радостью: ведь в соревнованиях участвовало 112 спортсменов, и в списке я была где-то в середине.

В этот же день, поздно вечером, автобус увез американских спортсменов в аэропорт Алма-Аты. Наше прощание было трогательным.

Пришло время и мне уезжать. Никогда не забуду Ушкунур, мальчишек из Фабричного, которые помогали мне таскать аппарат и дарили букеты полевых цветов, да и взрослые были добры ко мне... Неудивительно, что я часто потом вспоминала эти дни и ждала очередных соревнований в Алма-Ате.

И вот я снова лечу в Казахстан. На сей раз вместе с немецкими спортсменами. У меня новый дакроновый дельтаплан, который на время соревнований дали в моем дельтаклубе, и новый прибор — указатель воздушной скорости. Летом 1991 года я неожиданно получила его в подарок из Америки. Он был выслан на мой адрес фирмой Mclaren Products, и кто мне его подарил, я так и не знаю: адреса отправителя не было.

По прилете, на следующий же день, мы выехали на Ушкунур. Знакомая дорога, знакомые поля и горы. Я вглядываюсь в них и понимаю, как дорого мне все это...

Я на старте. Верю, что все будет хорошо. У меня новый дакроновый аппарат, я сильная и гибкая, а решительности и хладнокровия мне должно хватить, если вдруг что. Последнее мне действительно понадобилось, и раньше, чем я ожидала. Перехватываясь после старта, я слишком потянула ручку трапеции на себя. Усилий на ручке этого аппарата почти нет, а ее положения я не знала. И вот аппарат начинает раскачиваться из стороны в сторону. Понимаю, что все очень плохо, совершенно машинально отпускаю трапецию вперед и чувствую, что аппарат выровнялся. Смотрю на американский подарок — указатель воздушной скорости, а на нем стрелка остановилась на 22 милях в час. Поглядывая на прибор, пытаюсь уменьшить скорость, а затем увеличить. По поведению аппарата определяю, что на скорости 22 мили в час мне и следует лететь. Понимаю всю ошибочность полета на новом аппарате, а высота все растет. Земля раздвинулась, и теперь я вижу не только равнину, но и горы. И оказывается, их очень много. Им нет конца. Они уходят за горизонт. Какие новые ощущения дарит новая высота! Так бы лететь и лететь, и разглядывать землю сверху, и видеть, что она неповторимо прекрасна. Но я не могу лететь дальше на необлетанном аппарате. Я не знаю, смогу ли безопасно сесть на нем. И сесть я должна поблизости от людей и дороги. Мало ли что. И еще мне нужны сила и выдержка для посадки.

Подлетев к поворотному пункту у поселка Узун-Агач, разворачиваю аппарат и лечу вдоль дороги. Мой указатель скорости помогает мне. Я уверенно выдерживаю 22 мили в час и знаю, что на этой скорости аппарат меня не подведет.

Нужно садиться. Я плохо понимаю, что произошло на посадке. Но, похоже, было так: трапеция не имела усилий по тангажу, и, перехватываясь, я инстинктивно прибрала ее, чтобы увеличить посадочную скорость. На своем старом аппарате мне приходилось прикладывать всю свою силу да еще и зажимать коленями ручку спидбара. Вероятно, и тут я приложила силу. Помню раскачивание аппарата, мгновенность всего происходящего и стену молодых деревьев. Я вытолкнула трапецию, но удар был.

Через три дня после этого события ко мне пришел мальчишка из поселка Фабричный. Он принес яблоки и груши и грустно смотрел на меня. Тогда я встала с кровати и спустилась к бассейну. Я сказала сама себе, что все хорошо и я все могу.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "По воле ветра":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Nissan Navara: Мне на волю

В тесте участвуют автомобили: Nissan Navara Посмотреть другие фото (3) Вот ведь, дожили. Когда-то пикап считался утилитарным автомобилем, а теперь… Кожаный салон, климат-контроль, неплохое поведение на асфальте.

» Японские автомобили - 2185 - читать


BMW 6 Series: Увертюра для двух труб и ветра

В тесте участвуют автомобили: BMW 6 Series Кажется очевидным, что даром пения наделены исключительно живые существа – например, птицы или люди. А вот машины, если только это не музыкальный аппарат и не электронное звуковоспроизводящее устройство, петь не могут.

» Немецкие автомобили - 1835 - читать


Caterham выпустил на волю «убийцу суперкаров»

• Caterham Seven CSR 260 Английская компания Caterham наконец-то выпустила в продажу свою новую модель Seven CSR 260, о постройке которой сообщалось еще осенью 2004 года. Как и прошлые модели марки, новинка является развитием легендарного Lotus Seven 1960-х годов, имеет спартанский внешний вид и отличные ходовые качества. Автомобиль оснащен 2.

» Разное - 1561 - читать


Nissan Patrol: Вольному воля

В тесте участвуют автомобили: Nissan Patrol На городских улицах ему не только неудобно, но и ужасно скучно. А еще ночами он видит сны о далеких, неизведанных странах, где если кого и встретишь, то такого же, как сам, сбежавшего от надоевшей суеты.

» Познавательное про авто - 1829 - читать


Свобода воли и ее извращения

Международный день борьбы с наркоманией, отмечаемый ежегодно 26 июня, заставляет вновь задуматься о природе этого явления. – С точки зрения врача-нарколога отдельной проблемы наркомании не существует, – утверждает доцент кафедры наркологии Московской медицинской академии, президент фонда « Нет наркомании и алкоголизму»

» Заболевания - 1728 - читать



Статья на тему Туризм и путешествия » Страны и города » По воле ветра

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru