Малоизвестные даже антропологам, полукочевые племена сурма отгорожены от мира труднодоступными горами юго-западной Эфиопии. Неспешный образ жизни земледельцев и скотоводов зачастую нарушается набегами соседних племен. Правительственные чиновники редко оказывают посредничество в этих раздорах. В случае удачи неприятель угоняет скот, захватывает или уничтожает урожай. Иногда сурма вынуждены покидать свои деревни и осваивать новые участки, что требует упорного труда на этих горных землях.
Некоторые становятся золотоискателями, чтобы поправить разоренные хозяйства, приобрести ружья, восполнить численность скота. Но подобные несчастья случаются не так уж часто, потому что сурма — смелые воины, умеющие дать достойный отпор врагу.
О давних военных традициях свидетельствует удивительный ежегодный праздник Донга — состязание мастеров единоборства на шестах. По-видимому, военные действия внутри племени стали основой этого ритуала, который начинается после сбора урожая. Танцы и песнопения, шум и ярость палочных боев царят здесь с ноября по февраль. Вооруженные двухметровыми шестами, бойцы стараются повергнуть противника. Среди них выделяются официальные участники соревнований от разных деревень. В отличие от прочих они надевают подкладки и щитки на грудь, руки и ноги, а голову и шею обматывают плотной тканью, чтобы не оказаться покалеченными в предварительных боях.
Большинство схваток длятся всего минуты. Ограничение одно: нельзя убивать соперника. Если такое случается, нарушителя и его семью изгоняют из общины, их собственность конфискуется, а дочь может быть отдана семье потерпевшего. Победитель турнира поднимается на настил из боевых шестов к группе девушек, которые решают, кто из них предложит себя чемпиону в жены. Ведь он — гордость деревни.
Праздник дает возможность продемонстрировать и все преимущества здешней моды, дающей полную волю фантазии. С артистическим мастерством местные художники разрисовывают тела своих соплеменников. Пальцы мастеров обращают сурма в узорчатые картины, подчеркивающие красоту и силу. Материал для этого раствор мела и охра.
Женщины разрисовывают лицо и грудь, носят традиционные губные и ушные пластинки. Происхождение этого обычая неизвестно, он сохранился здесь только у этого племени. Когда женщине исполняется 20 лет, ей протыкают нижнюю губу (болезненная и опасная из-за возможного заражения операция) и вставляют в отверстие маленький прокаленный диск. В течение года постепенно вставляются все более широкие пластинки. Величина диска показывает количество скота, затребованного родителями за руку девушки. Пластинками можно обмениваться, но только не теми, что подарены мужчинами.
Как у взрослых, так и у детей головы выбриты это показатель красоты у обоих полов. Выражение близкой дружбы у ребятишек одинаковые рисунки на теле или грим на лице, которыми они старательно украшают друг друга.
Достигнув зрелости, девочки начинают носить передник из металлических пластинок и использованных ружейных гильз. Это украшение весит около пяти килограммов! Такая юбка составляет одежду девушки до замужества. Считается, что это ослабляет половое влечение. Ведь если она забеременеет до брака, то унижение будет сопутствовать ей всю жизнь, потому что ей будет запрещено носить губную пластинку, даже если любовник женится на ней и уплатит положенный выкуп. В то же время такой передник, по другому поверью, помогает прельщать мужчин...
О себе сурма говорят: «Мы лучше других, ибо мы наслаждаемся свободой в лесу, у нас нет хозяев, эта земля наша, и мы можем вволю пить молоко. Мы не хотим отказываться от рисунков на теле, палочных боев, губных пластинок. Это наша жизнь. Мы верны своим традициям».