Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз Махал (в девичестве Арджуманад Бану Бегам), племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийского правителя. Имя Арджуманад Бану Бегам окружено легендами и тайнами.
Еще в 15 лет принц Кхуррам, ставшей затем падишахом Шах-Джаханом (что означает "Повелитель вселенной"), встретил и полюбил Арджуманад Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения - по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой.
К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. В 1612 году во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарек свою невестку и племянницу своей жены – "Украшением дворца" (Мумтаз Махал). Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач, философ и путешественник, проживший в Индии 12 лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодую жену, что "не обращал внимания на других женщин, пока она была жива". А ведь у него, как у любого восточного правителя, был гарем – и большой.
В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда не разлучавшаяся с мужем, бывшая его главной советчицей и хранительницей государственной печати, во время этого похода умерла у мужа на руках, родив ему четырнадцатого ребенка. Горе правителя было столь же безграничным, как и его любовь. Восемь дней он провел взаперти в своих покоях, без еды и питья, а когда, наконец, вышел, сгорбившийся и постаревший, объявил во всех своих владениях траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения и даже употреблять благовония и косметику. В память о жене Шах-Джахан поклялся построить усыпальницу, какой еще не видывал мир. Сначала Мумтаз похоронили в Бурханпуре, поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишь через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вознесся мавзолей, который – по замыслу Шах-Джахана – должен был стать символом красоты его усопшей супруги.
Строительство пятикупольного здания мавзолея, превосходившего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось более 20 лет (примерно с 1630 по 1652 год). Для Тадж-Махала Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве этого грандиозного сооружения трудилось около двадцати тысяч рабочих, более тысячи слонов доставляли мрамор из каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы - и мастера, умеющие с ними работать, - прибывали из гораздо более отдаленных мест: малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. Когда воздвигали гигантский купол мавзолея, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра.
Здание Тадж-Махала долгое время оставалось самым высоким в Индии (высота вместе с главным куполом 74 м). Немного ниже главного купола в форме жемчужины, символизирующей Небо, расположены четыре других купола. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 метров, символизирующая Землю. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета, оканчивающиеся башенками со сквозными окнами. Минареты слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения не обрушиться на него. Стены Тадж-Махала выложены полированным белым мрамором с многочисленными вкраплениями красного песчаника, мрамора других цветов, драгоценных и полудрагоценных камней.
Великолепие Тадж-Махала подчеркивается игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор начинает светиться или окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. В нем нет монументальной тяжести мавзолея - в дымке раннего утра, словно сотканное из кружева здание, кажется парящим в воздухе. Его пропорции, симметричность архитектуры, окружающие сады и зеркало вод, в котором он отражается, создают впечатление, от которого бесчисленные посетители снова и снова лишаются дара речи. К сожалению, многие из своих ценностей он утратил - двери из серебра, парапет из золота, ткань на гробнице принцессы, усыпанную жемчугом. Предпринималась даже попытка сбить мрамор облицовки. Но, несмотря на все это, мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает потрясение.
Здание мавзолея имеет в плане квадрат со скошенными углами. С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Ее интерьер, декорированный мозаикой из полудрагоценных пород камня и драгоценных камней, резьбой по белому мрамору, поражает изяществом и строгостью. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные мраморной оградой тончайшей ажурной резьбы, украшенной драгоценными самоцветами. Солнечные лучи отражаются от полированной гробницы Мумтаз - ее поверхность кажется теплой, дышащей, живой. Саркофаг Шах-Джахана примостился рядом, у стены, в густой тени, ему солнечных лучей почти не достается – только свет, исходящий от прекрасной Мумтаз. Подлинные захоронения находятся ниже, в сводчатой крипте непосредственно под погребальной камерой.
Фасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками и фланкированы двумя ярусами ниш. В окнах и арках – ажурные решетки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана. Бесконечное разнообразие и богатство деталей, совершенное мастерство исполнения делают это сооружение абсолютно уникальным. Тадж-Махал обладает удивительным акустическим эффектом: слово или фраза, произнесенные шепотом, получают здесь значительное усиление и звучат под сводами мавзолея в течение 16 секунд.
В 1643 г. строительство мавзолей было закончено. Но это лишь часть большого комплекса, включающего сад площадью в 300 кв. м, разделенный надвое по продольной оси узким зеркальным бассейном, мечеть и приемный зал из красного песчаника по бокам от мавзолея и большие, редкостно красивые ворота, которые символизируют вход в рай и сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением. В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась - еще около пяти лет ушли на сооружение гробниц для других членов правящей династии и мечетей, на разбивку парков и садов вокруг мавзолея.
Имя архитектора, воплотившего в жизнь замысел Шах-Джахана, неизвестно. Некоторые приписывают создание этого памятника мирового искусства европейским зодчим. Однако изучение архитектурных особенностей Тадж-Махала позволяет сделать вывод, что в нем воплотились лучшие черты средневековой архитектуры Ирана и Средней Азии вместе с монументальным искусством древней Индии. Создатель Тадж-Махала, даровав своим искусством бессмертие Шах-Джахану, сам не пожал славы, хотя и создал творение, которое является самым значительным во всей истории индийской архитектуры. Из различных версий авторства Тадж-Махала наиболее распространено мнение, что разработкой проекта руководил агрский архитектор Устад-Иса.
Не исключено, что одним из авторов был сам Шах-Джахан, обладавший незаурядным художественным вкусом. Об этом говорят и стихи, начертанные Шах-Джаханом и выгравированные на его гробнице:
"Строитель не был простым смертным,
Ибо план сооружения был дан ему небесами"
Получить вдохновение с небес мог только сам император. Шах-Джахан собирался построить на другом берегу Джамны еще один мавзолей – точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора, и соединить оба мавзолея ажурным черно-белым мраморным мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Свидетельством тому является Мэхтаб-баг (Лунный сад) на восточном берегу Джамны. Стена Мэхтаб-бага имеет примерно такую же длину, что и стена Тадж-Махала, видимая со стороны реки.
Но в 1657 году, прежде чем успели начаться работы по возведению мавзолея, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с престола. Мавзолей стал делом жизни императора - он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал его сын Аурангзеб, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик: расправившись с братьями, он захватил власть отца. Точно неизвестно, где Шах-Джахан находился в заточении. Наиболее распространена легенда о том, что остаток жизни он провел в Красном форте, в Мусамман-бурдже – восьмиугольной башне, из которой хорошо виден Тадж-Махал. Башню Мусамман-бурдж, которая неизменно привлекает внимание посетителей Красного форта, кто-то из поэтов назвал "волшебной беседкой, парящей над мрачными крепостными стенами". Изо дня в день Шах-Джахан смотрел на другую сторону реки - там, на противоположном берегу Джамны, парила в воздухе его мечта, его любовь, воплотившаяся в белый мрамор, золото и самоцветы. Здесь на рассвете 23 января 1666 года Шах-Джахан и скончался, до последнего мгновения не отрывая взора от своего любимого творения. Следующим утром тело Шах-Джахана перевезли на барке к Тадж-Махалу, и он был погребен рядом со своей любимой женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра.
Мавзолей Тадж-Махал считается красивейшим сооружением в мире. Он внесен ЮНЕСКО в число памятников всемирного наследия человечества. Тадж-Махал защищен от коррозии по старинному косметическому рецепту. Особая смесь из земли, крупы, молока и извести издавна использовалась индийскими женщинами как средство ухода за кожей. Недавно индийские археологи использовали ее для удаления с белоснежного мрамора Тадж-Махала налета, образовавшегося вследствие промышленных выбросов в атмосферу. Рецепт, описанный в индийском источнике XVI веке, оказался столь действенным, что теперь его переняли и итальянские специалисты для очистки архитектурных памятников Рима и Флоренции. Кроме того, этот способ гораздо дешевле технологий, обычно применяемых для очистки зданий.