Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Туризм и путешествия » Страны и города » Тадж-Махал

 

Тадж-Махал

 

 

Тадж-МахалТадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз Махал (в девичестве Арджуманад Бану Бегам), племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийского правителя. Имя Арджуманад Бану Бегам окружено легендами и тайнами.

Еще в 15 лет принц Кхуррам, ставшей затем падишахом Шах-Джаханом (что означает "Повелитель вселенной"), встретил и полюбил Арджуманад Бану Бегам, 14-летнюю дочь главного министра его отца. Это была красивая и умная девушка знатного происхождения - по всем статьям прекрасная партия для принца, но, увы, его ждал традиционный политический союз с персидской принцессой.

загрузка...

 

 

К счастью, законы ислама позволяют мужчине иметь четырех жен. Свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд. Поэтому Шах-Джахану и его невесте пришлось дожидаться целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. В 1612 году во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарек свою невестку и племянницу своей жены – "Украшением дворца" (Мумтаз Махал). Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач, философ и путешественник, проживший в Индии 12 лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодую жену, что "не обращал внимания на других женщин, пока она была жива". А ведь у него, как у любого восточного правителя, был гарем – и большой. Ажурная резьба по белому мрамору

В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда не разлучавшаяся с мужем, бывшая его главной Усыпальница Мумтаз-Махалсоветчицей и хранительницей государственной печати, во время этого похода умерла у мужа на руках, родив ему четырнадцатого ребенка. Горе правителя было столь же безграничным, как и его любовь. Восемь дней он провел взаперти в своих покоях, без еды и питья, а когда, наконец, вышел, сгорбившийся и постаревший, объявил во всех своих владениях траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения и даже употреблять благовония и косметику. В память о жене Шах-Джахан поклялся построить усыпальницу, какой еще не видывал мир. Сначала Мумтаз похоронили в Бурханпуре, поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишь через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вознесся мавзолей, который – по замыслу Шах-Джахана – должен был стать символом красоты его усопшей супруги.

Стены декорированы мозаикой из полудрагоценных камнейСтроительство пятикупольного здания мавзолея, превосходившего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось более 20 лет (примерно с 1630 по 1652 год). Для Тадж-Махала Шах-Джахан использовал все ресурсы своей империи: на строительстве этого грандиозного сооружения трудилось около двадцати тысяч рабочих, более тысячи слонов доставляли мрамор из каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы - и мастера, умеющие с ними работать, - прибывали из гораздо более отдаленных мест: малахит везли из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. Когда воздвигали гигантский купол мавзолея, то для более удобной доставки на большую высоту необходимых материалов была построена покатая земляная насыпь длиной в 3,6 километра.

По углам мавзолея поднимаются минаретыЗдание Тадж-Махала долгое время оставалось самым высоким в Индии (высота вместе с главным куполом 74 м). Немного ниже главного купола в форме жемчужины, символизирующей Небо, расположены четыре других купола. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 метров, символизирующая Землю. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета, оканчивающиеся башенками со сквозными окнами. Минареты слегка отклоняются в стороны от мавзолея, чтобы в случае землетрясения не обрушиться на него. Стены Тадж-Махала выложены полированным белым мрамором с многочисленными вкраплениями красного песчаника, мрамора других цветов, драгоценных и полудрагоценных камней.

Сотканное из кружев здание кажется парящим в воздухеВеликолепие Тадж-Махала подчеркивается игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор начинает светиться или окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового или золотистого цветов. В нем нет монументальной тяжести мавзолея - в дымке раннего утра, словно сотканное из кружева здание, кажется парящим в воздухе. Его пропорции, симметричность архитектуры, окружающие сады и зеркало вод, в котором он отражается, создают впечатление, от которого бесчисленные посетители снова и снова лишаются дара речи. К сожалению, многие из своих ценностей он утратил - двери из серебра, парапет из золота, ткань на гробнице принцессы, усыпанную жемчугом. Предпринималась даже попытка сбить мрамор облицовки. Но, несмотря на все это, мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает потрясение.

Гробницы Мумтаз-Махал и Шах-ДжаханаЗдание мавзолея имеет в плане квадрат со скошенными углами. С внутренней стороны стены огибает обходной коридор с 8-угольными камерами на каждом угловом повороте. В центре размещается 8-гранная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом; внутрь ее ведут порталы, по одному с каждой стороны. Ее интерьер, декорированный мозаикой из полудрагоценных пород камня и драгоценных камней, резьбой по белому мрамору, поражает изяществом и строгостью. Камера содержит кенотафы Тадж-Махал и Шах-Джахана, окруженные мраморной оградой тончайшей ажурной резьбы, украшенной драгоценными самоцветами. Солнечные лучи отражаются от полированной гробницы Мумтаз - ее поверхность кажется теплой, дышащей, живой. Саркофаг Шах-Джахана примостился рядом, у стены, в густой тени, ему солнечных лучей почти не достается – только свет, исходящий от прекрасной Мумтаз. Подлинные захоронения находятся ниже, в сводчатой крипте непосредственно под погребальной камерой.

Арабская вязь украшает стены мавзолеяФасады мавзолея украшены пологими стрельчатыми арками и фланкированы двумя ярусами ниш. В окнах и арках – ажурные решетки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана. Бесконечное разнообразие и богатство деталей, совершенное мастерство исполнения делают это сооружение абсолютно уникальным. Тадж-Махал обладает удивительным акустическим эффектом: слово или фраза, произнесенные шепотом, получают здесь значительное усиление и звучат под сводами мавзолея в течение 16 секунд.

Ворота с 22 куполами – по числу лет строительстваВ 1643 г. строительство мавзолей было закончено. Но это лишь часть большого комплекса, включающего сад площадью в 300 кв. м, разделенный надвое по продольной оси узким зеркальным бассейном, мечеть и приемный зал из красного песчаника по бокам от мавзолея и большие, редкостно красивые ворота, которые символизируют вход в рай и сами по себе являются прекрасным архитектурным сооружением. В Тадж-Махале есть надпись, согласно которой строительство было завершено в 1648 году, но, судя по всему, и после этой даты работа продолжалась - еще около пяти лет ушли на сооружение гробниц для других членов правящей династии и мечетей, на разбивку парков и садов вокруг мавзолея.

Мечеть с восточной стороны Тадж-МахалаИмя архитектора, воплотившего в жизнь замысел Шах-Джахана, неизвестно. Некоторые приписывают создание этого памятника мирового искусства европейским зодчим. Однако изучение архитектурных особенностей Тадж-Махала позволяет сделать вывод, что в нем воплотились лучшие черты средневековой архитектуры Ирана и Средней Азии вместе с монументальным искусством древней Индии. Создатель Тадж-Махала, даровав своим искусством бессмертие Шах-Джахану, сам не пожал славы, хотя и создал творение, которое является самым значительным во всей истории индийской архитектуры. Из различных версий авторства Тадж-Махала наиболее распространено мнение, что разработкой проекта руководил агрский архитектор Устад-Иса.

Не исключено, что одним из авторов был сам Шах-Джахан, обладавший незаурядным художественным вкусом. Об этом говорят и стихи, начертанные Шах-Джаханом и выгравированные на его гробнице:

"Строитель не был простым смертным,
Ибо план сооружения был дан ему небесами"

Получить вдохновение с небес мог только сам император. Шах-Джахан собирался построить на другом берегу Джамны еще один мавзолей – точную копию Тадж-Махала, но только из черного мрамора, и соединить оба мавзолея ажурным черно-белым мраморным мостом, символизирующим любовь, которая переживет саму смерть. Свидетельством тому является Мэхтаб-баг (Лунный сад) на восточном берегу Джамны. Стена Мэхтаб-бага имеет примерно такую же длину, что и стена Тадж-Махала, видимая со стороны реки.

Мраморная ограда вокруг кенотафовНо в 1657 году, прежде чем успели начаться работы по возведению мавзолея, правитель заболел, а через год его жаждавший власти сын Аурангзеб сверг его с престола. Мавзолей стал делом жизни императора - он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал его сын Аурангзеб, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик: расправившись с братьями, он захватил власть отца. Точно неизвестно, где Шах-Джахан находился в заточении. Наиболее распространена легенда о том, что остаток жизни он провел в Красном форте, в Мусамман-бурдже – восьмиугольной башне, из которой хорошо виден Тадж-Махал. Башню Мусамман-бурдж, которая неизменно привлекает внимание посетителей Красного форта, кто-то из поэтов назвал "волшебной беседкой, парящей над мрачными крепостными стенами". Изо дня в день Шах-Джахан смотрел на другую сторону реки - там, на противоположном берегу Джамны, парила в воздухе его мечта, его любовь, воплотившаяся в белый мрамор, золото и самоцветы. Здесь на рассвете 23 января 1666 года Шах-Джахан и скончался, до последнего мгновения не отрывая взора от своего любимого творения. Следующим утром тело Шах-Джахана перевезли на барке к Тадж-Махалу, и он был погребен рядом со своей любимой женой, любовь к которой вдохновила его на создание этого шедевра.

Стены Тадж-Махала защищают по старинному косметическому рецептуМавзолей Тадж-Махал считается красивейшим сооружением в мире. Он внесен ЮНЕСКО в число памятников всемирного наследия человечества. Тадж-Махал защищен от коррозии по старинному косметическому рецепту. Особая смесь из земли, крупы, молока и извести издавна использовалась индийскими женщинами как средство ухода за кожей. Недавно индийские археологи использовали ее для удаления с белоснежного мрамора Тадж-Махала налета, образовавшегося вследствие промышленных выбросов в атмосферу. Рецепт, описанный в индийском источнике XVI веке, оказался столь действенным, что теперь его переняли и итальянские специалисты для очистки архитектурных памятников Рима и Флоренции. Кроме того, этот способ гораздо дешевле технологий, обычно применяемых для очистки зданий.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Тадж-Махал":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru