Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Туризм и путешествия » Интересные места » Поверженная вершина

 

Поверженная вершина

 

 

Сегодня по прошествии почти полусотни лет после первого успешного восхождения на Эверест, по всей вероятности, пришла пора отказаться от распространенного представления о том, что его покорение является единственным в своем роде доказательством наивысшего альпинистского мастерства и редкого мужества. В наши дни слишком для многого количества людей звание «покоритель Эвереста» стало пусть и не совсем ординарным, но все же сугубо личным достижением. И лишь в редчайших случаях акция восхождения на знаменитый пик способна достичь признанного всеми высочайшего спортивного уровня.

С тех пор как на Эверест была снаряжена первая экспедиция, закончившаяся гибелью ее двух участников — Джорджа Мэллори и Эндрю Ирвина, отправившихся на взятие вершины с примитивнейшим оснащением и крайне слабым знанием высотных проблем, прошло почти 80 лет. С того дня, когда еще двое смельчаков — новозеландец Эдмунд Персиваль Хиллари и шерп Тензинг Норгей — сумели-таки покорить немыслимую ранее высоту, минуло 49 лет.

загрузка...

 

 

А с того момента, как был зафиксирован еще один рекорд — достижение вершины без применения искусственного кислорода, — 25 лет.

В наши дни, принимая во внимание тот факт, что теперь при восхождении используется богатейший арсенал всех имеющихся вспомогательных средств и технических приспособлений, достижение вершины Эвереста должно оцениваться совершенно иначе, нежели все те — успешные и неудавшиеся, — что были предприняты как минимум четверть века тому назад. Иначе как объяснить, что многие из тех, кто сегодня отправляется в многодневное путешествие, совершенно сознательно стремятся ограничиться самым необходимым минимумом снаряжения. В то время как объясняется этот парадокс просто — они хотят во что бы то ни стало приблизиться к тем условиям, в которых на этом пути приходилось существовать более ранним восходителям. Хотя сделать это сегодня нелегко.

На двух существующих ныне типовых маршрутах — с юга и с севера — особых технических сложностей альпинистам ждать не приходится. Хотя такие, например, участки, как ледник Кхумбу (на южном склоне горы) или так называемый Северный гребень, когда-то по праву считались очень крепкими орешками. В наши же дни и эти участки, и многие другие «тонкие» места, встречающиеся на пути восходителей, оборудованы страховочными тросами.

На так называемой Второй ступени, находящейся на северном склоне Эвереста, еще в 1960 году была установлена алюминиевая лестница.

Так что оба восхождения, как «северное», так и «южное», могут быть достаточно легко совершены даже теми энтузиастами, которые еще ни разу в жизни не надевали на ноги кошки и находятся далеко не в лучшей физической форме. Ведь та инфраструктура, которая существует в настоящее время вокруг практики восхождений, превосходна: любой желающий будет обеспечен палаткой, спальником, провиантом, кислородными баллонами и страховочными тросами. Причем все это необходимое снаряжение доставляется наверх усилиями шерпов. Железной воли от участников этого мероприятия также не требуется, более того, гораздо большее количество сил уходит обычно на преодоление желания как можно быстрее покинуть эту совсем еще недавно вожделенную вершину, что, по свидетельству некоторых участников, случается, как правило, ближе к концу пути. Согласно практикуемому сегодня стилю экспедиций на гору могут взойти и начинающие скалолазы, но даже если они прилично подготовлены, им вряд ли удастся одолеть Эверест самостоятельно.

Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что вообще оценивать сложность любых альпинистских маршрутов — дело неблагодарное. Если принимать во внимание, например, различия в одних только погодных условиях, то применительно к Эвересту их практически невозможно спрогнозировать с какой бы то ни было степенью точности.

Так что успех экспедиции находится в прямой зависимости от двух решающих факторов: погоды и продуманности инфраструктуры. Однако следует помнить, что даже при их идеальном совпадении восхождение на Эверест никак нельзя назвать легкой прогулкой — каждому дерзнувшему совершить это путешествие необходимо самому выдержать долгие ночи не в самых комфортабельных высотных лагерях, самому справляться с недомоганиями, связанными с пребыванием на большой высоте. К тому же не нужно забывать и о том, что подъем на высоту в 8 848 метров — это не конец путешествия, далее последует не менее сложный спуск. Хотя, конечно, и тяжелейший труд, связанный с восхождением, и огромное психологическое напряжение, накапливающееся на протяжении нескольких недель пути, практически тут же спадают и забываются, как только счастливчик ступает ногой на долгожданную вершину.

Эверест — высочайшая гора на планете (8 848 м), расположена на границе Непала и Тибета, входящего в состав Китая. Местные названия — Сагарматха — по-непальски, Джомолунгма — по-тибетски («Божественная мать Земли»). Мертвая зона горы начинается на высоте 7 925 км. На этом уровне сосредоточена всего одна треть того количества кислорода, который присутствует на уровне моря. А потому, если человек пробудет на такой высоте слишком долго, он может умереть. Большинство альпинистов используют на этой высоте искусственный кислород во время подъема и сна. Погодные условия на Эвересте позволяют производить относительно безопасные восхождения только в мае и октябре — в перерыве между типичными для этих мест зимними снегопадами и летними муссонами.

Экспедиция

Примером отлично организованного восхождения может считаться международная экспедиция, весной 2001 года покорявшая Эверест со стороны Северного гребня, руководимая новозеландцем Расселлом Брайсом.

В кругу знатоков считается, что вряд ли кто-нибудь еще знает северную сторону горы так же хорошо, как он. В молодости Брайс неоднократно покорял Эверест, пережив по пути к вершине немало трудностей, а несколько лет назад решил всерьез заняться организацией коммерческих экспедиций.

К людям, предлагающим покорить высочайшие вершины мира, можно относиться по-разному, однако то, с какой серьезностью Брайс подходит к планированию и организации этой акции и как обращается с шерпами, не может не вызывать законного уважения.

Его экспедиции относятся к самым дорогим и престижным, зато восходителям предлагается весь возможный спектр услуг: комфортабельная, насколько это возможно в условиях гор, жизнь в промежуточных лагерях и обеспечение переноски всех грузов и страховочных тросов шерпами. Участникам же остается только сконцентрироваться на собственных действиях по передвижению, на своем здоровье и психологическом самочувствии.

В состав экспедиции под руководством Расселла Брайса входили: 10 участников из США, Швейцарии, Великобритании, Франции, Новой Зеландии, Шотландии и Гватемалы, 4 проводника, 4 повара, 4 носильщика и еще 8 шерпов (шерпы — народ, живущий на востоке Непала и в Индии).

Снаряжение и маршрут

Общий вес всего груза составил 11 тонн, из них: 4 тонны провианта, 5 тонн оборудования, 450 кг веревок и 1 300 кг личных вещей. К базовому лагерю, находящемуся на высоте 5 243 м, экспедицию доставили джипы и грузовики. Затем все снаряжение было перегружено на яков, две колонны которых (по 60 животных каждая) доставили груз на высоту 6 523 м в передовой базовый лагерь. При восхождении первая остановка происходит в лагере «1» на высоте 7 010 м. Отсюда по фиксированным меткам экспедиция поднимается на высоту 7 620 м к лагерю «2». Лагерь «2» вообще буквально врезан в снег, и здесь ставится 4—5 палаток. Дальше происходит подъем к лагерю «3», находящемуся на высоте 7 925 м. Большинство экспедиций обычно ограничивается тремя, но Расселл Брайс для страховки на высоте 8 352 м обычно устраивает и четвертый.

Хроника Эвереста
1841 Исследователь сэр Джордж Эверест обнаружил и обозначил на карте вершину, которую назвал Пик XV.
1856 Исследователь Эндрю Во после проведения измерений высоты горы получил результат 8 840 м.
1859 Пик XV в честь своего первооткрывателя был переименован в Эверест.
1921 Неудачная попытка восхождения британской экспедиции под руководством Джорджа Мэллори.
1924 Английская команда под руководством Эдварда Нортона достигла отметки 8 580 м без кислородных баллонов. Джордж Мэллори и Эндрю Ирвинг, отправившись на штурм вершины, пропали без вести.
1934 Тело Мориса Вилсона, пытавшегося совершить одиночное восхождение, найдено на высоте 6 400 м.
1953 Эверест покорен: новозеландец сэр Эдмунд Хиллари и шерп Тензинг Норгей, поднявшись по юго-восточному склону, 29 мая достигли вершины.
1955 Новые измерения высоты Эвереста показывают более точный результат: 8 848 м.
1975 Джанко Табей (Япония) стала первой женщиной, поднявшейся на вершину.
1978 Питер Хабелер (Австрия) и Рейнхольд Месснер (Италия) совершили первое в истории восхождение без кислородных баллонов.
1980 Рейнхольд Месснер достиг вершины в одиночку, причем опять же без кислородных баллонов.
1980 Первое зимнее восхождение: Кржыштоф Велики (Польша).
1996 Шерп Анг Рита в десятый раз покорил Эверест. Впервые это произошло в 1983-м. Ни в один из 10 раз кислородные баллоны ему не понадобились.
1999 Шерп Бабу Шири провел на вершине 21 час.
2000 Шерп Апа достиг вершины 11-й раз.
2001 Стефан Гатт впервые съехал с вершины на сноуборде.
2001 Американец Эрик Вейхенмайер стал первым незрячим покорителем Эвереста.

Дошли и не вернулись
До 1973 года 28 человек поднялись на вершину и 29 погибли на пути к ней. В последнее время, и особенно в последнее десятилетие, доля погибших снижалась (первое число соответствует добравшимся до вершины, второе — погибшим, в правой колонке — процент погибших):

1973

1974

1975

1976

1977

1978

1979

1980

1981

1982

1983

1984

1985

1986

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

10

0

15

4

2

25

18

10

5

18

23

17

30

4 4

2 4

50

24

72

38

90

129

51

83

98

85

120

116

147

182

1

6

2

1

0

2

6

3

1

11

3

8

7

4

4

10

8

4

2

5

8

5

3

15

9

4

4

2

5

1 9%

100%

7%

20%

0%

7%

25%

23%

17%

38%

12%

32%

19%

50%

67%

17%

25%

5%

5%

5%

6%

9%

3%

13%

10%

3%

3%

1%

3%

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Поверженная вершина":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

ВЕРШИНА АЙСБЕРГА

Специалисты называют Токийское Мотор-шоу вершиной айсберга. Количество концепт-каров, новинок и перспективных технологий, продемонстрированных на выставке показало, насколько близко наступление нового автомобильного века. Одним из самых заметных событий мотор-шоу - стало большо количество спортивных автомобилей, увиденных посетителями.

» Японские автомобили - 1875 - читать


Audi A8: Возвращение на вершину

В тесте участвуют автомобили: Audi A8 Новый флагман "Ауди" может оказаться серьезным конкурентом представительским моделям "Мерседес-Бенца" и БМВ "Ауди" принимает вызов "Наша машина - для тех немногих, чей изысканный вкус отличает их в толпе заурядностей", - так почти 70 лет назад начинался рекламный проспект концерна "Ауто-Унион", посвященный новому роскошному кабриолету "Хорьх-670". Как же изменилась картина автомобильного мира с тех пор! "Хорьхи", "паккарды", "испано-сюи ...

» Немецкие автомобили - 1899 - читать


Гимн Петербурга прозвучит на вершинах Европы

Четверо петербуржцев намереваются рассказать всей Европе о 300-летии Санкт-Петербурга, проехавшись по европейским автострадам на внедорожнике Jeep Liberty с прицепом-фургоном в виде схематичного изображения Петропавловки. Вот такой "юбилейный туризм". Кажется, что о 300-летнем юбилее Санкт-Петербурга знает каждый.

» Разное - 3988 - читать


Suzuki XL7: Вершина карьеры

В тесте участвуют автомобили: Suzuki XL7 Внешность обновленного "Сузуки-Гран Витара XL-7" напомнила образ дамы среднего возраста, которая старается произвести впечатление в незнакомой компании. Фигуру уже не изменишь, но есть другие способы привлечения внимания.

» Познавательное про авто - 2705 - читать


Долгий путь на вершину

Как известно, советская команда альпинистов предпримет штурм высочайшей вершины мира — Джомолунгмы (Эвереста). Редакция обратилась к Валентину Божукову, инженеру-конструктору, семикратному чемпиону СССР по альпинизму, с просьбой рассказать о подготовке к штурму.

» Экстремальные виды спорта - 2766 - читать



Статья на тему Туризм и путешествия » Интересные места » Поверженная вершина

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru