«Рудольфина» для Элизабет
«И что вы об этом думаете?» - улыбнулась Элизабет. «Я думаю, что в Вас… влюбляются все», - ответил король.
Одна из самых загадочных красавиц девятнадцатого столетия императрица Елизавета Австрийская – по-домашнему «Сиси» - любила путешествовать «инкогнито», совершать романтичные прогулки под покровом ночи… и танцевать.
В редутных залах венского дворца Хофбург - резиденции кайзера Австро-Венгерской империи - издавна устраивались танцевальные вечера для австрийской знати. Но однажды вся Вена поставила ноги в «шестую позицию» и закружила в вихре вальса. В камерных заведениях и огромных залах, частных домах и скромных кафе, в театрах и при дворе танцевали все. От простых горожан до знатных вельмож.
По указу австрийского императора Франца Иосифа, супруга красавицы Элизабет, в 1869 году был выстроен «новый оперный театр, предназначенный не только для постановки оперных и балетных спектаклей, но и для проведения оперных балов». Первое «оперное суаре» - танцевальный вечер - состоялся здесь 11 декабря 1877 года. Оркестром руководил младший брат легендарного маэстро - Эдуард Штраус.
Однако среди всевозможных танцевальных празднеств придворный бал по-прежнему оставался крупнейшим событием и самым грандиозным зрелищем. И по сей день 23 февраля каждого года Хофбург встречает гостей на маскараде «Рудольфина Редут». Этот бал особенно любила императрица Елизавета. Музыкальный залп. Дамы надевают маски и приглашают кавалеров. Но не угадать, в каком обличии явится подданным таинственная Элизабет. Кавалеры трепещут: под каждой маской мерещится им лукавый взор Ее Величества. И всякий может оказаться ее избранником в белом танце.
И в начале двадцать первого века «Рудольфина» верна своим традициям. Вечер до полуночи, пока маски не сброшены, считается «белым». Приглашают дамы. Отказывать не принято, да и кто же осмелится навлечь на себя царственный гнев?!
В 1899 году, после смерти Элизабет, раздавленный горем император Франц отменил Придворные балы. И «первая партия» отошла к Оперному балу. Война, последовавшие за ней голод, разрушения, экономический кризис совершенно не способствовали танцам. Оперный бал, сценарий проведения которого дожил до наших времен, был дан лишь в 1935 году.
Венский каприз
Открытие бального «сезона» традиционно приурочено к празднованию «Сильвестар» - Нового года. В ночь с 31 декабря на 1 января во дворце Хофбург - ныне резиденции президента и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - проходит Императорский бал.
«Королевская чета» как в былые времена спускается к гостям. Исполненные царственного величия актеры, вошедшие в образ императора и его супруги, поздравляют гостей с Новым годом. Звучат вальсы Штрауса и Легара, музыка Моцарта, Бетховена и Гайдна.
Все, кому выпала честь - от почетных гостей до горничных, предстают в костюмах времен империи. Официанты в нарядных ливреях подают яства, приготовленные по старинным рецептам. Часы бьют двенадцать раз. В залах гаснет свет. И под окнами дворца вспыхивает фонтан огней.
Императорский бал по-прежнему остается символом Вены. Но роль главного Бала Европы теперь принадлежит Венскому Оперному. Он проходит в середине февраля и совпадает с празднованиями австрийских карнавалов и маскарадов - «фашингов».
Оперный бал приравнивается к официальному приему под председательством президента Австрии. Здесь собирается политическая элита. Число приглашенных составляет порядка четырех с половиной тысяч. А цена «приглашения» - от 210 до 15 тысяч 988 евро. Самые дорогие билеты «в Оперу» стоят не более 250 долларов. Но вот каприз зарезервировать столик или ложу на всю ночь выльется в сумму от 5 до 15 тысяч. Впрочем, ложа не обязательна, если вас устроят буфеты и диваны.
В последние годы по миру прокатилась волна подражаний Венскому «капризу». Бангкок и Токио, Дубаи и Нью-Йорк, Стамбул и Рим, Будапешт и Прага, Братислава и Москва танцуют венский вальс.
Бал юристов и чародеев
Бальный сезон продолжается более двух месяцев вплоть до последнего дня Масленицы. За этот период в австрийской столице проходит около 300 танцевальных торжеств. Традиция, зародившаяся в XIX веке, соблюдается строго. Когда-то балы были разделены на придворные и общественные. Последние распались на «профессиональные» празднества. Балы юристов и журналистов, цветов и мороженого...
Большинство вечеров проходит во дворце Хофбург. На входе дамам преподносят танцевальную программку и эмблему бала - игрушку или украшение.
Конфетный бал демократическим путем избирает свою королеву. После «коронации» Ее Величество взвешивают и награждают горой сладостей – согласно показаниям весов. Вот когда лишние килограммы в радость: чем больше вес – тем солиднее приз.
В те же дни отель «Хилтон» дает Бал Магов, где лучшие чародеи-иллюзионисты со всего света состязаются в своем искусстве.
Наиболее живописен Бал Художников. Гости облачаются в театральные костюмы, танцевальные залы украшают карнавальные декорации. Обладатель самого оригинального и одновременно самого дешевого костюма провозглашается королем бала. И, разумеется, получает приз.
Мистером Элегантность среди общественных балов признан филармонический. Как правило, он проходит 22 января в Золотом зале Музыкального собрания Musikverein - одном из лучших концертных залов мира.
Фрак и туфелька
Собираясь на бал, Золушка так увлеклась платьем, что едва не забыла о туфельках. На счастье, рядом оказалась фея. И спасла сказку. Но феи не всегда на страже порядка, а посему стоит проверить аксессуары. Современные принцы на балы без фрака не ходят. Кроме того, пригодятся бальные «туфельки» с легкой скользящей подметкой. В набор джентльмена также входят жилет, пояс, фрачная рубашка и бабочка - непременно белая. И, безусловно, белые перчатки. Если в танце вы, не дай бог, коснетесь обнаженной рукой декольтированной спины партнерши, ваш возмутительный поступок будет признан «моветоном».
К дамам этикет менее строг. Вечернее платье обязательно. Но фасон не регламентирован. От старомодного кринолина до облегающего «макси». Но все же не стоит прибегать к шоковой терапии путем внедрения мини-юбки.
Неизменной деталью дамской экипировки также являются длинные перчатки. Желательны изысканный веер, скромный букетик цветов и сумочка для прочих мелочей. Ах да, не забудьте ручку. Ведь предстоит нелегкий труд: вписывать в программку имена кавалеров, претендующих на ваш танец. Только не перепутайте: с кем полонез, а кому кадриль.
Вступление в свет
По традиции балы открываются пышным дефиле дебютантов. Этот праздничный экзамен - самая строгая часть торжества. Искусство танца включено в обязательную программу большинства венских школ. Юноши и девушки 17–18 лет впервые отправляются на бал, где под бдительным присмотром старшего поколения «вступают в свет». Дебютанты представляют на суд многочисленных гостей исполнение традиционных бальных танцев «в первоисточнике». И ни одного лишнего движения!
Следом слышится возглас: «Танцуют все!» И мчат вихрем вальсы и польки, самба и румба, ча-ча-ча и танго. В подвале императорского дворца обустроена дискотека, где смелые господа во фраках и дамы в кринолинах уходят «в отрыв» под современные ритмы. А после отправляются к столикам отдохнуть. Многие вальяжно располагаются прямо на ступеньках лестницы, а иногда и на перилах. Но непременно с бокалом.
Незадолго до полуночи объявляют кадриль и галоп. Следом идет перерыв на ужин. Дамы снимают маски. Начинаются лотереи, аттракционы, концерты. А впереди - еще целая ночь.
Автор: Светлана Блохина
Статья об отдыхе получена: www.myJane.ru