Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Туризм и путешествия » Виды туризма » Охотники за холодом

 

Охотники за холодом

 

 

Охотники за холодом

Легкие облачка застыли у горизонта. День выдался на удивление солнечный. Если бы не «пронзительный ветер, дующий с моря, можно было бы и позагорать.
...УК-081 — белоснежный учебный катер моряков неторопливо, со скоростью пловца, но, тем не менее, безостановочно продвигается вдоль берега от Находки к югу. Качает.

загрузка...

 

 

Позади болтается на волне страхующее нас обшарпанное гидрографическое судно. Ближе к берегу держится водолазный бот со спасателями.

Вода в заливе Петра Великого отливает почти тропической синевой. Как на каком-нибудь южном курорте, а на деле она — обжигающе холодна. Весна в Приморье только начинается, и Японское море еще не прогрелось. Днем ранее, у берега в бухте Врангеля проводили замеры. Термометр показал плюс 4-5 ° С.

Известный специалист по проблемам выживания, доктор медицинских наук В.Г.Волович в своей книге «С природой один на один» пишет, что в такой воде человек может выжить всего минут двадцать-сорок. А я вот уже второй день наблюдаю, как с борта катера — с интервалом в 15 минут — спускаются по штормтрапу в море мужчины и женщины и плывут себе в этой ледяной воде, как где-нибудь в тропиках...
— Вам надо бы с нами в Арктику съездить, — понимая мои сомнения, говорит Нина Михайлова, — когда мы плавали в майне на Северной Земле. Там льдины были. А здесь, конечно, на фотографии получится курорт...

С «белыми медведями», как называют себя члены Международной ассоциации «Марафонское зимнее плавание», я познакомился на борту военно-транспортного самолета ИЛ-76.

Участники предстоящего 140-километрового заплыва Находка — Владивосток оказались самыми что ни на есть обычными людьми, ничем не напоминающими спортсменов. За двое с половиной суток пребывания в огромном, похожем на зал ожидания, чреве воздушного гиганта, пока он добирался до берегов Японского моря, я не раз ловил себя на мысли, что оказался, как на вокзале, в компании совершенно случайных людей. Тут был церковный служка, который при каждом взлете и каждой посадке, вслух читал молитвы и произносил: «Аминь!» Несколько сердобольных женщин из подмосковного Подольска, радушно угощавших всех домашней картошкой, салом и огурцами. Бородатый пожарник из Удмуртии, инженеры из Казани, Альметьевска. Бодрый ветеран из Казахстана.

Все, как выяснилось, в недавнем прошлом были «моржами». То есть ради собственной закалки, либо исцеления от болезней обливались поначалу холодной водой, затем переходили на круглогодичное купание в речках и прудах, а позже, войдя во вкус, начинали соревноваться по продолжительности плавания в прорубях. Не мудрено, что самым отважным из них пришла в голову идея попытаться выйти за городской окоем, испытать себя на морских акваториях. В результате и была создана ассоциация, символом которой стал не морж, а белый медведь, вечный шатун и бродяга, большой любитель купания в ледяной воде.

Первый свой заплыв, рассказала мне во время этого долгого полета Нина Михайлова, пловчиха из Санкт-Петербурга, «медведи» провели в Беринговом проливе. Тогда при температуре воды плюс 4-8° С, сменяя друг друга, они проплыли 42 километра. Одолеть весь пролив им не удалось, уперся капитан сопровождавшего судна, побоялся ответственности за жизнь «медведей». Испугали его и начавшиеся туманы, подошедшие льдины. «Лучше я вас к Ному, поселку на американском берегу, подвезу», — сказал он. Но когда оставалось километра два до берега, пловцы взбунтовались, всей командой прыгнули за борт и явились к соседям-американцам... в купальных костюмах.

Потом был 45-километровый заплыв по Байкалу при температуре воды плюс 3-4 °, по Иссык-Кулю. На этом озере «медведи» побывали дважды. В зимнее время, когда температура воды свыше четырех градусов не поднимается, а то и опускается до плюс двух, был совершен заплыв вначале на 68 километров, а затем, через весь Иссык-Куль, на 185 километров. «Ночью, при круговерти снежной метели плыли», — вспоминает мечтательно Нина, с виду скромная, тихая, похожая больше на домашнюю хозяйку, давно не юная женщина.

В той же книге В.Г.Воловича я наткнулся на такой факт. «Во время второй мировой войны, — пишет он, — 42 процента немецких летчиков, сбитых над арктическим водным бассейном, погибали от переохлаждения за 25-30 минут». А сколько еще военнопленных было загублено фашистскими медиками-палачами, которые, проводя опыты над живыми людьми, пытались выяснить, каким образом можно возвращать к жизни после переохлаждения этих сбитых над арктическими районами летчиков...

Проблема спасения человека, испытавшего гипотермию, то есть переохлаждение, не канула в прошлое вместе с войной. Катастрофы на море и в арктических районах случаются и сегодня. И примеры тому — гибель атомохода «Комсомолец», пассажирского парома на Балтике, судов размерами поменьше. И «белые медведи» решили выступить в роли добровольных испытателей в деле изучения борьбы с гипотермией.

В Арктику они отправились с группой ученых-медиков. На Северной Земле мороз стоял минус 37. Море было покрыто льдом. Пришлось неподалеку от острова Голомянный прорубать в двухметровом льду майну. Температура воды в Ледовитом океане в эту пору была ниже точки замерзания — минус 1,8 °. Специалисты утверждают, что пять-восемь минут пребывания в такой воде достаточно, чтобы отправиться к праотцам. Под непрерывным наблюдением ученых и видеокамер москвичка Люда Бурякова, плавая в майне в купальнике и резиновой шапочке, пробыла в воде по собственной воле ровно десять минут. Побила смертельный рекорд, но — главное, не потеряла сознания и с помощью специальных обогревателей была выведена из гипотермии. Правда, кожа на пальцах рук и ног поморозилась, потом слезала. К сожалению, я не смог познакомиться с этой девушкой: она, как сказали мне, родила недавно двойню, и, естественно, не смогла принять участие в заплыве по Японскому морю.

Марафонский заплыв не похож на марафонский бег, где сорок два километра бегут все. Это скорее плавание с передачей эстафеты. В море постоянно находится лишь один пловец.
— Молодец Миша (или Люда, Наташа, Юра, Ваня), — не смолкают у борта катера командирские раскаты седовласого президента «белых медведей» Владимира Степановича Гребенкина. В прошлом кадровый военный, подполковник артиллерии, он и здесь командир, не признающий от участников марафона вольного поведения.

Среди четырех десятков пловцов есть десяток хорошо тренированных спортсменов. Остальные плавают, как могут и как умеют — не в пятьдесят же лет переучиваться. Но зато каждый хорошо «держит воду», как и положено «белому медведю». Гребенкин заранее составляет списки так, чтобы основным пловцам, которые ведут заплыв, остальные давали время для отдыха,

— Молодец, Сережа, — приговаривает Гребенкин, — возьми вправо, не трись о борт! Правильно, так держать. Быстрее можешь? Хорошо! Умница! — и как только Сергей Медведев, опытный пловец из Барнаула, выходит вперед, опережая судно, следует команда на мостик: «Прибавь!» Двигатель прибавляет обороты, и почувствовавший было свое превосходство пловец, как по эскалатору, съезжает к корме, где у железного трапа для выхода всегда дежурит спасатель в гидрокостюме.

Если отведенное для плавания время заканчивается, то спасатель, погрузившись по шею, помогает пловцу подняться, в то время как Гребенкин отправляет в воду следующего. А поднявшегося сразу накрывают теплой простыней и, придерживая, ведут либо в каюту к медикам, если они избрали этого пловца для проведения специальной программы обследований, либо сразу же в «душегрейку» — помещение, где горячий воздух нагнетается мощным калорифером. Затем горячий душ, отдых, а через определенное время опять заход в ледяную воду. И так без перерыва на протяжении суток, ночью и днем.

Заплыв начался 5 мая из бухты Врангеля. Но вначале собравшиеся едва ли не со всей России «медведи» устроили для местной публики состязания вблизи берега — на скорость и длительность плавания. Дольше всех из женщин продержалась в ледяной воде Людмила Петровна Смолякова, директор первого филиала ассоциации в поселке Врангель. При температуре плюс 3,5 ° она проплавала 28 минут, сама вышла на берег. Но на берегу свалилась. Ее положили на носилки, и молодые ребята бегом понесли ее к медикам, а затем в сауну.

Гребенкин продержался в воде на четыре минуты дольше. 32 минуты! Он посерел лицом, но до медпункта дошел в обнимку с Юрием Данько.
— Никакой сауны, — успел промычать президент, — только грелки.

На него быстро накинули простенький матерчатый жилет с несколькими карманами, в которых были вложены горячие плоские термохимические и термофизические грелки. Эти грелки одноразового и многоразового использования — предмет особой гордости «медведей»: они разработаны ассоциацией. «У нас не умеют спасать переохлажденного, — объяснял до этого президент на импровизированной пресс-конференции. — Что в этом случае делают?.. Либо спирт в глотку заливают, а делать этого категорически нельзя. Либо начинают растирать онемевшие руки и ноги. Чушь. Пусть отвалится рука или нога, — решительно заявлял главный «медвежатник», — главное сохранить жизнь, заставить работать основные жизненные органы». Грелки располагаются в жилете таким образом, чтобы сразу же начать согревать сердце, легкие, печень...

Медики усадили Гребенкина за стол, стали измерять температуру кожи на различных участках тела, надели маску, исследуя ритм дыхания, а тело Гребенкина между тем начинало все сильнее и сильнее непроизвольно дрожать, пока он буквально не забился в конвульсиях. Организм, спасая себя, привел в действие так называемый «механизм холодовой дрожи». То же происходит в конце концов и с человеком, оказавшимся в воде. А после этого, как пишет В.Г.Волович, теплопотери начинают нарастать, и когда температура кожи понизится до 30 градусов, дрожь прекращается. С этого момента гипотермия развивается с нарастающей скоростью...

У Гребенкина медики констатировали гипотермию второй степени. Его уложили на лавочку, укрыли легоньким одеялом. Сотрясаясь, он глухо оттуда докладывал, что с трудом уже выходил из воды, ощущал боль в ступнях ног. Что надо бы сейчас согреваться горячим воздухом. Это хорошо помогает.

Еще через несколько минут он встал, опять сел за стол и дергающейся из стороны в сторону рукой стал пытаться записывать ответы в специальной анкете. Гипотермию он победил.

— Сами видели, — говорил он, сидя затем на горячем полке сауны, — можно с помощью грелок с нею бороться. Но мне никак не удается добиться содействия в этом руководителей ведомств, ответственных за спасение людей. Недавно я был приглашен в Новороссийск на учения по спасению пострадавших на море. Все там было. С самолета ровной дорожкой были сброшены самораскрывающиеся спасательные плоты. Вертолет специальным захватом поднял человека с волны, перенес к себе в кабину и полетел. Руководители довольно переглядывались, все, мол, о'кей. А когда я спросил их, оказывается ли помощь пострадавшему, есть ли для этого средства, они развели руками. А ведь известно, что, уже поднятые из воды, спасенные нередко гибнут по пути к берегу. Помощь от переохлаждения следует оказывать сразу, и наши грелки могут быть при этом незаменимыми. Поэтому-то я и привлекаю для устройства заплывов военных, пусть обратят внимание на наши достижения, кому, как не им, в первую очередь это может пригодиться.

Сергей Медведев, пловец из Барнаула.

Заплыв в Японском море посвящался 50-летию Победы. У острова Аскольд участников марафона поприветствовали моряки с подошедшего морского охотника. С обоих судов на воду были спущены венки в память о героях, погибших в борьбе с врагами во время Великой Отечественной войны. Почтили их память молчанием, а затем «белые медведи» попрыгали за борт и устроили для моряков массовый заплыв в условиях открытого моря. Не страшна, мол, ледяная вода, если к встрече с ней себя готовить, ежедневно закаляться. За что были награждены бурными аплодисментами.

Непрерывно действующий «медвежий» конвейер просуществовал в Японском море еще сутки. За Аскольдом незаметно показался маяк на косе у входа в бухту Золотой рог, потом появились стоящие на рейде ледоколы, танкеры, лихтеровозы, рядом с которыми наш УК-081, ставший за трое суток для «медведей» родным домом, выглядел пигалицей.

Плавание на трассе морских судов пришлось прервать: огромные пятна мазута чернили синь моря. На ночевку катер встал у пирса «Кирпичный завод» острова Русский. И всю ночь, чтобы наверстать упущенные километры, «медведи», исподволь чертыхаясь на прихоть Гребенкина, тем не менее, плавали у пирса этого острова.

В полдень, как и было запланировано, под гром оркестра и приветственные речи «белые медведи» десантировались во Владивостоке в спортивной гавани, завершив 140-километровое плавание за 70 часов. До сих пор это рекорд. Кто знает, может, в будущем найдутся пловцы, которые осуществят заплыв быстрее. А «белые медведи» мечтают переплыть пролив Лаперуза, пройти весь пролив Беринга, организовать заплыв-экспедицию «По арктическому кольцу жизни». И все это со специалистами экстренной медицинской помощи. Чтобы плавание их шло на пользу людям. И как в этом не пожелать им успеха!

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Охотники за холодом":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Автомобиль поедет на... холоде!

• АзотомобильАмериканские ученые в настоящее время занимаются проектированием нового типа экологически чистого автомобиля, который будет заправляться... жидким азотом. Уже даже создан первый прототип азотомобиля, который получил название LN2000 (Liquid Nitrogen – жидкий азот). Если удастся приспособить азот в качестве топлива для автомобилей, то это будет большой удачей для всех, ведь азот содержится в окружающем воздухе просто в гигантских количествах.

» Разное - 2234 - читать


Охотники за экскаваторами

Угонщики становятся все более изощренными в своем стремлении к наживе: теперь преступников уже не устраивают ни легковые автомобили, ни грузовики. Следующая жертва криминала – строительная техника. Замасленные, помятые и покрытые грязью экскаваторы и бульдозеры представляют более притягательную цель для многих преступников, чем дорогие автомобили из Германии и Японии.

» Разное - 2076 - читать


УАЗ 3151 Хантер: Охотники на прилавке

В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3151 Хантер Посмотреть другие фото (3) Даже сегодня, когда рынок кишит самыми разнообразными автомобилями, УАЗ по-прежнему остается самым дешевым предложением в своем классе. Причем разница с ближайшими конкурентами – почти вдвое.

» Познавательное про авто - 6360 - читать


УАЗ 3151 Хантер: Рыболов-охотник

В тесте участвуют автомобили: УАЗ 3151 Хантер Посмотреть другие фото (6) Вы любите природу? Я тоже.

» Познавательное про авто - 5594 - читать


Осторожно: холод

В средних широтах холода занимают почти половину года. И хотя мы уже привыкли к низким температурам, еще возможны сюрпризы. С переохлаждением, легкими обморожениями и даже холодовой аллергией может столкнуться каждый из нас.

» Заболевания - 1920 - читать



Статья на тему Туризм и путешествия » Виды туризма » Охотники за холодом

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru