Недавно созданная мэром "комиссия по точечной застройке" вселила немалые надежды в души москвичей, обеспокоенных азартом, с которым строители "уплотняют" и без того тесный город. Оправданы ли эти надежды и что ждет столицу в свете объявленной мэрией новой политики в отношении главной московской отрасли, обозревателю "Известий" Юлии Игнатьевой рассказал председатель комиссии, глава Москомархитектуры и главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
вопрос: 6 сентября состоялось первое заседание комиссии. Какие вопросы там рассматривались и какие решения приняты?
ответ: Мы изучили 27 конкретных адресов.
Первая группа - объекты, по которым мы рекомендуем правительству пересмотреть принятые ранее решения. В частности, по двум адресам в центре: Земляной Вал, вл. 32А, стр. 1 и Смоленский бульвар, 24, стр. 4. Там планируется построить жилые дома, нормативы по плотности формально выдержаны. Но профессионалу даже на глаз видно, что строительство приведет к переуплотнению застройки. А в этих кварталах, как и почти везде в центре, не хватает детских садов. Поэтому мы рекомендуем построить по этим адресам не жилье, а детсады. Другая группа вопросов - проекты, которые не ущемляют интересов жителей. Например, приходят жалобы на строительство детских садов, физкультурно-оздоровительных комплексов. Но если мы видим, что по соцнормативам кварталу требуется детсад, мы его построим, не пойдем на поводу у тех, кто не имеет детей.
в: Но если формально застройщик ничего не нарушил, согласования получил, с какой стати он будет менять проект или вообще уйдет.
о: Приведу пример. Мы поняли, что в Северном округе, возможно, придется отменять решения по нескольким объектам, например: Ленинградский проспект, 66, Планетная улица, 43а и улица Дубки, 15. По Ленинградскому проспекту проект уже согласован, и моя подпись стоит, к сожалению. Но теперь мы увидели, что расчет был сделан, скажем, нетактично - в проекте "прирезали" немного соседней территории и норматив по плотности на бумаге оказался выдержанным. Теперь же стало ясно, что нельзя строить 20 этажей, можно не больше 12. И мы будем искать инвестору компенсацию за потерянные площади в другом месте.
в: Откуда берутся подобные ошибки?
о: В неделю ко мне поступает порядка 150 проектов. У меня есть небольшой штат, его задача - проверить все параметры проекта. Можно справку посмотреть, приложенную проектировщиком, и объявить: нормативы соблюдены. А можно самому все пересчитать, помня о том, что проектировщик всегда будет на стороне того, кто платит, то есть заказчика. А не города и не жителей.
в: А как вы оцениваете происходящее по адресу Бирюзова, 41, где даже на взгляд непрофессионала нарушено все что можно?
о: После встречи с жителями этого микрорайона Владимир Ресин приостановил стройку. Здесь есть два вопроса. Первый касается объемов и других нормативов - подробной информацией на этот счет я пока не владею и ответить не могу. Второй, а такие вещи случаются нередко - наплевательское отношение к жителям со стороны застройщика. Были проблемы и с котлованом, и с непродуманной системой подъездов к стройплощадке. На Бирюзова стройка приостановлена как раз по этой причине: нарушение правил проведения строительных работ.
в: Глядя на утвержденные проекты комплексной реконструкции кварталов, видно, что по сути это та же точечная застройка.
о: Я думаю, что пришло время в принципе пересмотреть подход к строительству в Москве. Мы должны поделить ее на две части. Одна - кварталы со сложившейся несносимой застройкой. На этой территории возможно строительство только для тех, кто здесь живет. Ведь не бывает конфликтов в районах, где сносятся пятиэтажки и вместо них строятся новые дома, потому что люди знают: все новостройки - для них. Уйдет чемоданное настроение, ожидание опасностей - снесут, переселят. А коммерческое жилье нужно строить на территории бывших промзон и на других свободных от жилья и разрешенных к застройке площадях. А что и с какой целью строить в сложившихся кварталах, нужно обсуждать с теми, кто там живет.
в: Кстати, об обсуждениях. Многие москвичи полагают, что раз их обязаны информировать о строительных планах, проводить с ними слушания, то их мнение повлечет юридические последствия. Например, проект "завернут", если жители "против". Так ли это?
о: Градкодекс РФ не содержит разъяснений о регламенте и полномочиях слушаний. Эта глава кодекса "провисает". А в Москве - нет. В соответствии с московским законодательством, если на слушаниях между сторонами нет понимания, создается комиссия с участием независимых экспертов. Если комиссия устанавливает, что претензии жителей обоснованны, она выносит отрицательное заключение о проекте, и в таком виде он не принимается.
в: Пока что эффективна другая схема, когда Юрий Лужков лично объявляет, что, например, торговли под Пушкинской не будет. И его мнение оказалось весомее, чем мнение тысяч жителей, которые протестовали два года, в том числе и на слушаниях.
о: Вопрос строительства на Пушкинской площади политический. Он касается местных жителей столько же, сколько, допустим, меня, проживающего в Черемушках, и любого москвича. Поэтому в таких случаях волевое решение главы города уместно. Как в свое время Миттеран приказал построить пирамиду перед Лувром, и ее построили. Хотя все их "комечи" были против.
в: Прокомментируйте, пожалуйста, заявление мэра о том, что отныне городская земля будет застраиваться только социальными объектами.
о: Если посмотреть мои выговоры, все они были связаны с тем, что я "ущемлял" интересы инвесторов. А сейчас мы стали богаче и можем себе позволить отдавать городскую землю только для решения социальных вопросов. Посмотрите: мы каждый год проектируем 7-8 млн новых площадей, и каждый год я не могу найти 300 тысяч кв. метров для департамента жилищной политики.
в: Как это будет осуществляться на практике?
'Точечная' стройка по адресу улица Бирюзова, 41 остановлена. Ненадолго (фото: Сергей Мамонтов 'Известия')о: Допустим, здания принадлежат заводу, а землю он арендует у города - типичная картина. Две трети территории руководство завода хочет пустить под коммерческую застройку жильем и заработать на этом. Директор договаривается со строительной фирмой, они делят будущие площади или прибыль от их продажи. При этой схеме город получает в лучшем случае 5% построенного жилья. А теперь место строительной фирмы займет город. И он получит 30 или 40%. На городской земле город станет подрядчиком.
в: Одно дело территория, арендуемая заводом. Другое - свободная городская территория. Значит, отныне, кто и что построит, будет решаться не на конкурсах, а в кабинетах?
о: Это мировая практика - решать городские проблемы на городской земле. А частный инвестор может, например, выкупить какое-то предприятие, взять землю несвободную, с обременением. Мы, в отличие от других субъектов федерации, не можем решать социальные вопросы путем увеличения количества жилья - нам больше негде строить. Значит, надо менять пропорции. Если раньше из 5 млн построенных метров городу доставался один, то теперь будет 2,5.
Юлия Игнатьева Известия
Статья о недвижимости получена: IRN.RU