Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Интернет » Интересное в сети » Яндекс: решение различных проблем безопасности

 

Яндекс: решение различных проблем безопасности

 

 

Каждому крупному интернетовскому сервису приходится сталкиваться с тем, что его ресурсами нередко пытаются воспользоваться в неблаговидных целях. Спамеры забрасывают пользователей почтовых серверов потоками непрошеной рекламы и пытаются использовать мощности почтового сервиса для рассылки спама. Некоторые вебмастеры стараются обмануть поисковые системы, подменив ключевые слова, или искусственным образом повышают индекс цитирования своего сайта, что может приводить к недостоверной информации при сортировке сайтов по данному индексу. Разумеется, создатели сервиса с подобными явлениями активно борются. В нашем сегодняшнем интервью мы беседуем с менеджерами различных проектов «Яндекса» — Павлом Завьяловым («Яндекс.Почта»), Галиной Тихончук («Яндекс.Каталог») и Александром Садовским («Яндекс.Поиск») — о некоторых способах решения проблем защиты и безопасности, применяемых на сервисах «Яндекса» — одного из самых крупных порталов Рунета.

загрузка...

 

 

Как известно, на «Яндекс.почте» действует специальный автомат под названием «Спамоборона». Это собственная разработка «Яндекса»?

Да, это полностью собственный продукт. Первый шаг в этом направлении — отделение массовых рассылок от частной переписки — был сделан еще в августе 2002 года, тогда на Яндекс.Почте появилась папка «Рассылки». Но спам начал расти лавинообразно, мы поняли, что пора им тщательно заняться, и начали разработку серьезно. Весной 2003 мы заявили чистоту почты своим приоритетом и в конце осени анонсировали «Спамооборону» версии 1.0

Почему вы не стали пользоваться уже имеющимися разработками — например, антиспамерским фильтром фирмы «Ашманов и партнеры», который установлен на Mail.ru?

На этот момент готового продукта не было. Да и сейчас разработка технологий у нас и у Ашманова идет параллельно. При большой общности идей у нас с Игорем разные подходы — он ставит на круглосуточную лингвистическую лабораторию, а мы — а на автоматическую обработку. Кроме того, для нас критична работа под очень большой нагрузкой. И еще — собственный продукт более управляемый, что важно для службы такого масштаба, как "Яндекс.Почта".

Чем «Спамооборона» отличается от своих аналогов?

Если под «аналогами» имеется в виду любая сложная система фильтрации, которая не базируется на одном алгоритме, а использует множество факторов, то серьезным отличием является алгоритм учета массовости писем (мы позаимствовали его у поиска «Яндекса») и база знаний, накопленная "Яндекс.Почтой". В принципе, в такой новой и динамически изменяющейся области, как «антиспамовые системы», не существует двух одинаковых программ. Достаточно сказать, что мы добавляем новые классы признаков (даже не признаки как таковые, а именно классы) в среднем каждые три месяца.

Как работает механизм «Спамообороны»?

«Спамооборона» состоит из:

— парсера, который разбирает письмо на элементы и собирает статистику; 
— анализирующего модуля, применяющего правила и вычисляющего «спамовый вес» каждого сообщения;
— базы знаний, на основе которой работают правила.

«Спамооборона» работает со всей информацией о письме: внешними данными сервера (IP-адрес, SPF, служебная информация), заголовками письма, «грязным» (с разметкой и оформлением) и «чистым» (человекочитаемым, из которого убраны шум и маскирующий мусор) текстом письма, вложениями и так далее. Статистика включает в себя такие параметры, как, например, доля несловарных слов в письме, количество скрытой от пользователя информации, массовость письма и вложений и прочее. Анализирующий модуль отслеживает в письме признаки, которые описаны в правилах. Правила пишутся на некотором внутреннем языке, который позволяет учесть любое свойство и признак письма. Правила описывают известные признаки и спама, и, наоборот, «хороших» писем, при этом каждому правилу приписан определенный вес. Если суммарный вес сработавших правил выше некоторого порога, письмо считается спамом. Правила можно модифицировать и добавлять без изменения самой программы, что позволяет их оперативно корректировать, а база знаний (статистики массовости писем и вложений, «черные списки») обновляется постоянно.

Является ли «Спамооборона» самообучаемой, и есть ли обратная связь с пользователями?

«Спамооборона» является обучаемой. Она учится посредством постоянного автоматического обновления базы знаний. Кроме того, ее обучают и пользователи. Обратная связь присутствует в интерфейсе почты в виде кнопок: "Это спам!" и «Это не спам». Помимо обучения всей системы, «Спамооборона» умеет подстраиваться для конкретного пользователя "Яндекс.Почты" — она корректирует белые списки по данным обратной связи и по списку корреспондентов, которым пользователь отправляет письма. На сервисе So.yandex.ru пока персонализации нет.

Насколько велик процент ложных срабатываний?

Если считать отношение писем, неправильно помеченных как спам, к общему количеству «хороших» писем, то для «массовой» почты получаются десятые доли процента. Для корпоративной почты, где можно точнее «прицелиться» (мы и еще некоторые организации используем «Спамооборону» для своей корпоративной сети) это составляет сотые доли процента. А вообще-то тут очень трудно делать точные измерения — понятие «спам» очень индивидуально, именно поэтому массовое антиспамовое решение должно иметь возможность персонализации.

Какова сейчас доля спама в потоке обычной почты (по вашей статистике)?

80-90%. Свежие данные и график за месяц доступны на странице mail.yandex.ru/monitoring 

Опережает ли, на ваш взгляд, совершенствование механизма «Спамообороны» совершенствование механизмов спамеров? И будет ли что-то меняться в этом соотношении?

В какой-то степени опережает. По крайней мере, админы «Спамообороны» спокойно уходят в отпуск. Ловля спама базируется на принципиальном отличии письма человека от письма робота. Никакое совершенствование спамерских механизмов эти различия обойти не сможет — разве что создание полностью искусственного интеллекта. Трюки же с картинками, шумом, оформлением только увеличивают разрыв между спамом и человеческим письмом. Честно говоря, хуже всего ловится очень короткий спам, без наворотов, похожий на письмо малолетнего «чайника», типа: «сходи на этот сайт и посмотри виласипед». Но и как реклама такое сообщение будет работать слишком плохо. Кроме того, спамерские и человеческие письма все больше и больше отличаются по внешним данным — крупные почтовые системы используют spf, серьезные провайдеры все тщательнее отслеживают и закрывают открытые релеи, все больше информации об авторизации и ответственном пользователе содержится в письмах. 

Как, на ваш взгляд, должна глобально решаться проблема спама?

Техническими и организационными средствами. Технические — это антивирусы и антиспамовые фильтры. Организационные — аккуратность провайдеров. Многие российские провайдеры, например, придерживаются норм OFISP-8, за что им честь и хвала. По духу и многим содержательным пунктам это соответствует декларации Anti-Spam Technical Alliance. Рекомендации ASTA более свежие и, в определенном смысле, более жесткие. Направления работы, указанные в этом документе, должны существенно уменьшить количество рассылаемого спама.

Выделю важнейшие новые рекомендации из довольно большого списка: 

1. Провайдеры должны проверять на спам и вирусы поток сообщений, исходящий с их smtp-серверов, требовать авторизации на своих smtp-серверах (достаточной для того, чтобы идентифицировать и отключить пользователя, разославшего спам), разумно ограничивать количество отправляемых одним пользователей сообщений. 

2. Ограничивать доступ конечных пользователей по 25 порту, в идеале полностью блокировать его. Это крайне разумная рекомендация, так как разделение потока почты от клиента к его серверу (submission) от потока сервер-сервер (trasport) было описано в RFC 2476 еще пять лет тому назад. Именно прямая отправка почты с зараженных вирусом компьютеров конечных пользователей на сервера получателя и является сейчас основным способом рассылки спама. 

3. Использовать протоколы авторизации писем — например, SPF — для публикации информации об используемых почтовых серверах, не допускать рассылку из своей сети почты с поддельными реквизитами.

Выполнение этих довольно простых требований провайдерами, разумеется, не решит проблемы спама и вирусов, но существенно упростит борьбу с ним (и затруднит жизнь спамерам, что означает удорожание рассылок). 

С помощью каких механизмов почтовый сервис «Яндекса» защищается от использования его спамерами? Возможно ли использование "Яндекс.почты" спамерами?

Защищаемся традиционными методами. Мы запрещаем автоматические регистрации, при регистрации новый пользователь проходит тест с картинками. Отправка писем — как через веб-интерфейс, так и по smtp — требует обязательной авторизации, информация о пользователе указывается в заголовках письма, использование чужих адресов в письмах не допускается. Количество адресатов в одном письме и количество писем, отправляемых в единицу времени, ограничено. Служба Abuse на наших сервисах работает достаточно оперативно. Конечно, было бы нечестно сказать, что с «Яндекса» абсолютно невозможно рассылать спам, но заметное количество (больше сотни писем) разослать нельзя.

Как работает антивирусная защита "Яндекс.почты"?

Мы используем антивирус DrWeb, проверяем весь поток — как входящий, так и исходящий. Письма, которые не содержат ничего кроме вируса, удаляются. Содержательные письма, зараженные вирусом, помечаются как опасные.

Некоторым пользователям приходилось при заходе на «Яндекс» сталкиваться с сообщением "Доступ к нашему сервису запрещен!", где далее следовал текст о том, что на «Яндексе» заблокирован данный IP, потому что он является открытым и анонимным прокси-сервером. Что это за блокировка, зачем она введена и как работает? И что делать пользователям, которые неожиданно сталкиваются с подобных сообщением, хотя не пользуются анонимными прокси-серверами?

Открытый (доступный кому угодно) анонимный (не требующий регистрации и авторизации) прокси-сервер — это, скорее, свойство, чем конкретная программа. Вирус, сидящий на пользовательском компьютере — это открытый прокси. Некорректно настроенный или «сломанный» маршрутизатор (или DSL-модем, или WiFi-AP) — тоже. Как правило, пользователь даже и не знает, что он им «пользуется». Особенность таких хостов в том, что с их помощью можно проделать любое злонамеренное действие: разослать спам, устроить DOS-атаку и тому подобное, и сохранить полную анонимность. 

Блокировка введена несколько лет назад для того, чтобы защитить поиск и другие сервисы от мусорной нагрузки. Сейчас список «плохих» хостов используется "Яндекс.Паспортом" (мы запрещаем создание из «плохих» сетей новых аккаунтов и требуем прохождения дополнительного теста при авторизации) и "Яндекс.Почтой" (мы не принимаем сообщения из таких сетей). Список создается автоматически — когда детектируется подозрительная активность, хост проверяется, и, если в нем есть «дыра», он вносится черный список.

Ответ на вопрос «Что делать пользователям» довольно прост: озаботиться безопасностью собственного компьютера (вообще-то хорошо делать это сразу при подключении к Интернету). Если причина блокировки неясна, надо написать по указанному на странице адресу — мы ответим и поясним, что делать. Самые популярные причины попадания в список — это именно вирусы и «троянские» программы, а также ошибки настройки ПО (например, неверно сконфигурированный WinGate). Как правило, проблема решается очень быстро. И очень часто нас благодарят за то, что мы ее детектировали...

Каким образом составляется каталог сайтов «Яндекса», и кто следит за тем, чтобы данные в каталоге соответствовали действительности?

Каталог составляется вручную — в «Яндексе» существует служба редакторов каталога, которые просматривают ресурсы Интернета, отбирают качественные сайты и заносят их в базу. При этом для ресурса пишется аннотация, а также ему присваивается ряд признаков — тематический, географический, по типам представленной информации и так далее. Редакторы разделов следят за актуальностью содержимого рубрик и занимаются поиском интересных и полезных сайтов по каждой теме. Для поддержания каталога в актуальном виде имеются автоматические инструменты: регулярно осуществляется проверка сайтов на живость (существует ли ресурс или он умер/переехал), склеиваются зеркала, а также формируется очередь заявок на внесение сайтов в каталог в порядке убывания ожидаемой полезности сайта. Ну и, конечно, работает обратная связь — мы оперативно реагируем на письма пользователей о замеченных неточностях.

Способ сортировки сайтов в каталоге по индексу цитируемости «Яндекса» для пользователей — наиболее интересный. Потому что индекс цитируемости, по идее, отражает объективную картину интересности сайта для посетителей. Однако существуют некоторые искусственные способы повышения индекса цитируемости, которые портят картину. Каким образом в «Яндексе» борются с подобными явлениями и борются ли вообще?

«Яндекс» использует тИЦ — тематический индекс цитирования — что позволяет учитывать авторитетность сайта именно в данной области. Есть специальные механизмы подавления накрутки тИЦ, но, увы, мы не можем детально изложить алгоритмы — чтобы эти знания не использовались с целью их обойти.

Каким образом осуществляется защита от подмены ключевых слов для поиска? Ведь, как известно, многие вебмастера пытаются ввести в заблуждение поисковые системы относительно своего содержимого, чтобы привлечь побольше посетителей.

В Лицензии на использование поисковой системы «Яндекс» наше отношение к поисковому спаму описано в пунктах 3.4. и 3.5. Основное подавление спама происходит автоматически — мы постоянно работаем над улучшением ранжирования результатов поиска. В понятие улучшения входит и подавление спама. В частности, весной был внедрен новый алгоритм, который лучше отличает мнение людей от технической, вспомогательной и рекламной информации. В этом смысле борьба со спамом в вебе и на почте идет параллельно. Мы также можем (см. п. 3.5. Лицензии) вручную исключить спамерский сайт из индекса. Это сильная мера, которая применяется только после тщательного исследования ситуации.

Большое спасибо за подробные и обстоятельные ответы.

Ссылки по теме




Статья получена: hostinfo.ru
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Яндекс: решение различных проблем безопасности":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Взрослые решения детских проблем

Диагноз: атопический дерматит Детские диагнозы – это не просто болезни, это образ жизни. Причем один на двоих. Мамы знают.

» Здоровый образ жизни - 2097 - читать


Не у всех работодателей получается помогать сотрудникам с решением бытовых проблем

"Ведомости" / Все большую популярность в компаниях разных стран приобретают программы Work-life balance, направленные на поддержание комфортного равновесия между работой и личной жизнью сотрудников. В российских компаниях подобные начинания часто путают с набором опций из соцпакета или иными экзотическими мероприятиями. “На одном из митингов корпорации SAP, проходившем в конце прошлого года в Италии, я познакомилась с сотрудницей американского представительства, — рассказыва ...

» Бухгалтерия и аудит - 2019 - читать


Свод решений подотчетных проблем

Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" / Соблюдать абсолютно все положения официальных документов о подотчете способен не каждый бухгалтер. Важно найти грань, которая позволит избежать лишней работы без опасности нарваться на штраф. Наши специалисты помогут вам в поисках.

» Бухгалтерия и аудит - 5405 - читать


Возврат товаров: решения сегодняшних проблем

Материал предоставлен журналом "Практическая бухгалтерия" / Фирма продала товар. Потом его вернули. Вопросы: что делать с реализацией в учете, как платить НДС?

» Бухгалтерия и аудит - 2489 - читать


Обзор проблем безопасности мобильной связи с зарождения и по настоящее время

С момента появления первых мобильных телефонов прошло немногим более двух десятилетий. Несмотря на столь короткий период своего существования, технологии мобильной связи успели пройти в своем развитии три поколения. Связь – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей инфраструктуры современного общества.

» Безопасность - 4434 - читать



Статья на тему Интернет » Интересное в сети » Яндекс: решение различных проблем безопасности

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru