В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Lanos
Посмотреть другие фото (11) |
Такая наклейка расположена на лючке бензобака «Ланоса» – автомобиля марки «Дэу», с эмблемой «Шевроле», который собирают на Украине из корейских, польских, украинских и российских комплектующих. У нас этот экзотический винегрет подают по цене вазовской «десятки».
Откуда такая богатая география? И откуда вообще взялся этот «Ланос»? Ведь модель явно не первой свежести, однако раньше мы ее что-то не видели.
История «Ланоса» действительно запутанная. В Корее он дебютировал в 1997 году, придя на смену «Нексии». Фактически это и есть «Нексия», только с другим кузовом.
Изначально «Ланос» в Россию не поставлялся. Однако в 2001 году его сборку почти наладили на заводе «Донинвест». Была даже продана небольшая партия машин. Но потом что-то не заладилось, и уже снятый с производства в Корее «Ланос» начали собирать на польском заводе FSO и украинском ЗАЗе, где раньше делали «Запорожцы».
Ну а когда новые хозяева «Дэу» из крупнейшей в мире автомобильной корпорации «Дженерал Моторс» приняли решение о поставках «Ланоса» в Россию, на его капоте появился крест «Шевроле», а под капотом – российские комплектующие в дополнение к корейским, польским и украинским.
С какими мерками надо подходить к этому автомобилю? В один ряд с современными моделями малого и «гольф»-класса «Ланос», естественно, ставить нельзя. Более того, он не обязан быть абсолютно во всем лучше «десятки» и «Калины» (а что вы хотите, если продается по цене отечественных одноклассников?). Вопрос надо ставить так: стоит ли «Ланос» своих денег и можно ли его покупать вместо продукции ВАЗа? А может, и против ближайших конкурентов-иностранцев у него что-нибудь найдется?
Сколько стоит
«Ланос» выпускается с тремя типами кузова: седан, 3- и 5-дверный хэтчбек. Но к нам поставляется, увы, только седан. Благо, что хоть комплектацию теперь выбирать можно – до недавнего времени была всего одна.
Базовую версию S, несмотря на заманчивую цену в $8980, я бы не рекомендовал никому. Дело даже не в том, что она пустая, как барабан. В конце концов, такая аскетичность кого-то устроит – лишь бы было подешевле. Но в «эске» нет самого главного – усилителя руля. А без него «Ланос», как выяснилось, просто не управляется.
Думаю, что с появлением более богатых комплектаций продажи базовой «эски» сойдут на нет. Зачем покупать совершенно «голую» машину, если усилитель и водительскую подушку безопасности можно получить в комплектации второго уровня SE, которая стоит $9430? Согласитесь, что доплата в $450 за две эти важные опции разговора не заслуживает.
И все же самой привлекательной по соотношению цены и удовольствия от потраченных денег представляется топ-комплектация SX. За $10 130 помимо усилителя и подушки она предлагает кондиционер, передние электростеклоподъемники и лучшую отделку салона. То есть, оставаясь в ценовом диапазоне «Калины» и «десятки», SX содержит практически все, что принципиально отличает иностранный автомобиль от отечественного.
Однако купить «Ланос» по заявленной цене сегодня почти невозможно. Прибыль от него настолько мизерная, что в условиях нынешнего дефицита машин дилеры отказываются продавать его без установки дополнительного оборудования. Потратиться придется как минимум на пакет «Ланос» за $459, включающий в себя простейшую сигнализацию «Аллигатор», МР3-магнитолу «Пролоджи» и центральный замок, которого в базе почему-то нет даже в топ-версии SX.
Но скорее всего вас не отпустят с миром до тех пор, пока вы не оставите в автосалоне хотя бы долларов 800. Конечно, за эти деньги помимо упомянутого пакета «Ланос» вы получите такие полезные вещи, как защита картера, электропривод антенны (она установлена на заднем крыле, и выдвигать ее вручную неудобно), коврики и т. д. Но в любом случае это будут навязанные услуги.
Снаружи и внутри
Все-таки чувствуется, что дизайн «Ланоса» стал первой самостоятельной разработкой «Дэу». Если старушка «Нексия» – копия немецкого «Кадета» образца 1984 года – сегодня выглядит благородной классикой, то ее наследник получился на удивление безликим и неаппетитным.
Дело вовсе не в биодизайне, который успел устареть еще до появления «Ланоса» на свет. «Хёндай-Акцент» позапрошлого поколения был таким же мягко-округлым, однако до сих пор выглядит приятно. А вот непропорциональные и обрюзглые формы «Ланоса» совершенно не вызывают положительных эмоций. Особенно удручают одутловатые щеки передних крыльев и бампера, грузно нависающие над колесами. А корма с плачущими фонарями, вогнутой крышкой багажника и подштамповкой номерного знака в форме усов Тараса Бульбы... Ей-богу – дорестайлинговый «филей» с горизонтальными фонарями был лучше.
В оценке внешности автомобилей существует понятие сексуальности. Она может быть разной, однако преследует одну цель: машина начинает нравиться с первого взгляда. Увы, но во внешности «Ланоса» сексуальность может обнаружить только отъявленный извращенец.
Что ж, чем меньше эмоций, тем проще объективно оценивать качество изготовления кузова – ведь сваривают и окрашивают его на ЗАЗе. В принципе, придраться есть к чему. Например, задние фонари не идеально стыкуются с крыльями и крышкой багажника, а верхняя часть бампера прикручена... саморезами с блестящими головками. Но в общем и целом все вполне пристойно. Двери открываются и закрываются мягко (правда, со звуком жестяной банки), боковые стекла движутся с минимальными усилиями, зазоры между кузовными панелями небольшие и, что самое главное, достаточно ровные. Не то, что у наших машин: плюс-минус трамвайная остановка.
Да и качество окраски, похоже, улучшилось (в Запорожье обещали запустить новый окрасочный комплекс). На первых «ланосах», помнится, даже щетка-сметка оставляла царапины. А при попытке их заполировать салфетка приобретала цвет кузова.
Проникновение в салон сопряжено с некоторыми неудобствами. При посадке вперед рослый пассажир рискует двинуться головой о массивный потолочный поручень. А если он решит разместиться на заднем диване, наверняка приложится о ниспадающую притолоку и, уже копчиком, о выступ в задней части дверного проема, который, кажется, специально для этого и сделан.
Диван по ширине полноценно двухместный. При попытке разместиться втроем крайние пассажиры начинают подпирать головами сильно скошенные боковые стойки. Да и угол наклона спинки выбран неудачно – хочется усесться более вертикально. По запасу пространства в ногах и над головой «Ланос» сзади несколько теснее «Логана», зато просторнее «Нексии». Но в отличие от базового «Рено», здесь есть намек на подголовники. При ударе сзади мягкие валики хоть сколько-нибудь самортизируют удар.
Тоскливый в своей серости интерьер выполнен все в том же аморфном стиле биодизайна. Причем в некоторых случаях плавные линии выглядят победой над функциональностью. Например, овальные карманы в передних дверях и перчаточный ящик – маленькие, а бестолковое углубление на месте пассажирской подушки безопасности не годится даже в качестве полочки для мелкой поклажи.
Качество отделки салона? Простенько, но чистенько. Материалы и конструктивные решения здесь явно бюджетные, однако раздражающей нищеты, как в «Логане», не ощущается. И подогнаны детали в целом неплохо. Главное, что все нормально открывается-закрывается, нет зазоров в палец шириной, ничего не скрипит и не гремит на ходу.
За рулем
Первое ощущение – руль установлен наперекосяк. И это действительно так. Берешься за него симметрично, однако левая рука вытянута, а правая согнута в локте. Кроме того, «баранка» не регулируется, а маленькие кнопки звукового сигнала на ее спицах, как привет из начала 90-х.
Подушка водительского сиденья расположена несколько выше ожидаемого. Но в большей степени специфика посадки обусловлена тем, что если отрегулировался «по ногам» – руки излишне согнуты. Отодвинулся «по рукам» – до педалей надо тянуться. Да и отодвигаться особо некуда – водителю ростом 185 см и более продольной регулировки уже не хватает. Зато само кресло по профилю весьма приличное – даром, что обладает минимумом регулировок.
Еще одна претензия к эргономике – рычаг КП, как и в «Нексии», излишне отнесен назад. При включении II и IV передач приходится сильно изгибать руку.
Прямая обзорность – неплохая во все стороны. Разве что «дворники» коротковаты – оставляют слишком много неочищенной площади, передние стойки кузова излишне массивны, и, как в большинстве седанов, с места водителя не видно кормы. А вот нехватка информации, получаемой через зеркала, ощущается постоянно. Внутрисалонным просто неудобно пользоваться. При правильной посадке оно оказывается почти у виска, из-за чего приходится сильно косить взгляд и отклонять голову назад. А вот боковые вроде и по размерам немаленькие, но ощущения полной картинки в них нет.
А еще на месте водителя особенно остро чувствуется бюджетная сущность «Ланоса». Например, дефлекторы воздуховодов лишены заслонок, на потолке нет переднего плафона освещения, а подрулевые переключатели выставляют напоказ свой металлический «скелет». Впрочем, это смотря с чем сравнивать. В отличие от «Логана», здесь хотя бы «дворники» работают по-человечески. Включил омыватель – автоматически заработали щетки. А смахнуть грязь со стекла можно однократным прикосновением к рычагу. У «Рено» ничего этого нет.
Но в «десятке» и «Калине» используются гораздо более дорогие материалы и технические решения. Порой неоправданно дорогие для автомобиля такой стоимости. Например, газовые амортизаторы капота и багажника, мягкое торпедо, велюровая обивка и обогрев сидений в версиях «люкс», вращающаяся лампа «штурманской» подсветки. А электронная приборная панель фирмы VDO – настоящий шедевр по сравнению с ветхозаветной «приборкой» «Ланоса» с механическим счетчиком пробега и отсутствием тахометра даже в топ-версии SX.
Однако принципиальная разница между корейско-украинским и отечественными автомобилями заключается в качестве исполнения. Пусть «Ланос» нарочито прост и дешев в каждой детали. Однако в нем все прилично сделано, аккуратно подогнано и нормально работает. Поверьте, что после наших машин, в которых все попытки выпендриться перечеркнуты жутким качеством исполнения, даже такая бедность, но с чувством собственного достоинства воспринимается как великое благо.
Но, похоже, перехвалил. На машине с пробегом всего 3500 км реле поворотов в момент первого срабатывания зудит, как попавшая в паутину муха. А все почему? Открываю крышку монтажного блока – на всех реле клеймо «сделано в России». Говорят, их меняют по гарантии...
Грузим чемоданы
Снаружи багажник отпирается, к сожалению, только ключом. Однако его можно открыть дистанционно из салона. По объему (322 л) ларчик существенно меньше, чем у «Нексии», «Логана» и «десятки». Даже меньше, чем у «Калины». Кроме того, проем багажника маловат по высоте, а внутри он сильно заужен выступающими колесными арками. Два полноразмерных чемодана из нашего реквизита между ними не втиснулись.
Зато перед «Нексией» и «Логаном» багажник «Ланоса» имеет очень важное преимущество – складывающуюся (да еще по частям!) спинку дивана. Пусть она не ложится вровень с полом, но лыжи или переносную газонокосилку перевезти позволяет.
Безопасность
Официальных краш-тестов по методике «ЕвроNCAP» со смещенно-фронтальным и боковым ударами «Ланос» не проходил. Впрочем, высокий по современным меркам результат едва ли возможен. Все-таки машина создавалась десять лет назад и к тому же стала первой самостоятельной разработкой фирмы «Дэу».
Из видимых средств безопасности в базовой комплектации присутствуют только ремни. Подушка предусмотрена лишь для водителя, да и то начиная с версии SE. Так что уровень пассивной безопасности маленького «Шевроле» – вопрос открытый.
Детей, как и в наших машинах, можно перевозить в специальных креслицах, зафиксированных штатными ремнями, – креплений изофикс не предусмотрено.
По дорогам...
Выруливая с тесной подземной стоянки на машине без усилителя руля, я, как последний «чайник», несколько раз чуть не приложился о стены гаража и припаркованные автомобили. Дело в том, что в мышечную память рук заложены три оборота руля от упора до упора, как у всех автомобилей. Но у «Ланоса» без усилителя он делает 4,5 круга. Поэтому в 90-градусный поворот сначала не попадаешь, а затем не успеваешь отмотать «баранку» назад (сама она почему-то не возвращается). Но как они умудрились сделать столь «длинный» руль столь тяжелым? Его приходится заламывать, как быка.
Зато курсовая устойчивость – «отменная». На машине без усилителя, наверное, хорошо ездить зело пьяным. На прямой «рулить» можно сколько угодно – автомобиль все равно движется, как по струне. Но смех смехом, а при коррекции заноса или имитации объезда внезапного препятствия прошибает холодный пот. Это не просто неудобно – небезопасно.
Нет, «Ланос» надо брать только с усилителем. От упора до упора такой руль делает привычных три оборота. Правда, при малых отклонениях от нуля он даже слишком острый. Несмотря на присутствие внятного реактивного усилия, на скоростной прямой особо не расслабишься. Однако в поворотах автомобиль ведет себя очень даже неплохо. Главное при заходе на дугу – недоворачивать резко острый руль с одновременным сбросом газа – можно спровоцировать занос кормы. Но в любом случае «Ланос» с усилителем едет гораздо комфортнее и безопаснее.
Полуторалитровый 8-клапанный мотор мощностью 86 сил способен потреблять 92-й бензин. Это очень важно, поскольку недорогой «Ланос» будут приобретать жители глубинки. Главное, как предупреждает наклейка на лючке бензобака, бензин должен быть неэтилированным, поскольку двигатель оснащен катализатором.
Правда, мотор «Ланоса» совершенно не располагает к активной езде. Он ровно и надежно везет во всем диапазоне оборотов, однако везет уж очень размеренно. Как и у «Нексии», динамика вязкая, тяжелая и заканчивается где-то к 140 км/ч. Но даже если бы мотор был более бойким, табу на активный драйв наложила бы коробка. Сцепление, допустим, работает адекватно, а вот передачи переключаются очень нечетко. Это не рычаг, а половник в кастрюле со щами.
Тормозит «Ланос» на первый взгляд неплохо – не хватает лишь информативности привода. Но это на сухом асфальте. А вот зимой, похоже, будет не так здорово. Потому как на влажной обочине (а это примерно то же самое, что на зимней резине по снегу) передние колеса срываются в юз уже при легком нажатии на педаль, а задние даже не «печатают». То есть задняя ось явно недотормаживает. Ситуация прояснилась после осмотра тормозной системы. Вместо привычного регулятора тормозных сил, который можно настраивать, в контуры задних колес встроены клапаны, бесхитростно ограничивающие давление. Такое компромиссное решение применяется в тех случаях, когда тормозная система изначально разрабатывается под ABS (и автомобиль должен выпускаться только с ней), но в целях экономии ее изымают.
А как обстоят дела с ездовым комфортом? По части плавности хода – все в порядке. Подвеска неплохо справляется со своими обязанностями, хотя и допускает заметные крены кузова в поворотах и раскачку на пологих волнах. А вот с виброакустическим комфортом не все гладко. Прежде всего, плохо шумоизолировано днище и колесные арки – снизу навязчиво шуршат шины и гулко барабанят камешки.
Кроме того, в салоне постоянно присутствуют легкие вибрации различной частоты, а где-то к 100 км/ч начинает мелко дрожать руль. Такое ощущение, что украинские шины «Росава» трохи квадратные (или просто плохо отбалансированы). Кстати, претензии к шинам сводятся не только к комфорту. У них к тому же слабые сцепные свойства. И при торможениях, и в поворотах чувствуется, что машина способна на большее, но резина уже «плывет».
А еще у «Ланоса» очень своеобразно шумит мотор. Не сказать, что особо громко – у недорогих машин бывает и хуже. Как и большинство 8-клапанников, скорее, просто неприятно. Но самое смешное, что корейцы, похоже, недоработали акустику впуска. Когда открывается дроссельная заслонка, мотор начинает стонать, как «Битлы» в песенке «Гел». Если плавно поигрывать педалью, получается очень эротично – сидящую рядом спутницу можно довести до экстаза. Но если держать газ нажатым постоянно, то пока вы доберетесь до дачи, она уже наверняка перегорит...
Безусловно, «Ланос» на ходу не идеален. Но, опять же, с чем сравнивать. Версия SX едет несколько лучше «Нексии», а после любой вазовской модели и вовсе доставляет наслаждение. Чтобы это почувствовать, достаточно взять машину на короткий тест-драйв у дилера.
...и без них
Дачникам-дикарям, любите-лям рыбалки или просто вылазок на природу «Ланос» рекомендовать можно. Обла-дая дорожным просветом в 170 мм, а также достаточно высокими порогами и бамперами, при съезде с асфальта он чувствует себя по крайней мере не хуже вазовской «десятки». Из близких по цене легковушек для езды по ухабам лучше приспособлена, пожалуй, только «Калина» с ее огромным просветом и короткими свесами. Естественно, для вылазок на природу желательно установить силовую защиту моторного отсека.
Подвеска по разбитой дороге позволяет двигаться достаточно уверенно. Пробои начинаются либо при полной загрузке, либо при переборе со скоростью. Однако стучит она на ямах так, что машина, кажется, прошла тысяч 150.
Эксплуатация, сервис
Гарантия на «Ланос» европейская – два года без ограничения пробега. Для частного владельца это хуже, чем японские три года или 100 000 км. Но для того, кто наезжает в год помногу, – лучше. Зато условия гарантии прописаны без подвохов, позволяющих отказаться от ее выполнения.
Сервисным и гарантийным обслуживанием «Шевроле» занимаются 75 дилеров в 54 городах России. Причем расценки на работы у них умеренные – в среднем $35 за нормочас. Однако в обслуживании «Ланос» будет подороже «Авео» и даже «Лачетти». Если запчасти для него стоят чуть дешевле (незначительно), то на обслуживание надо приезжать через 10 000 – в полтора раза чаще, чем на других моделях «Шевроле». А стоимость ТО – не важно, с каким интервалом они проводятся, – составляет в среднем $200–250. Вот и получается, что «Ланос» дешев только на момент покупки. А дальше – все, как у взрослых.
Мы решили: понятно, что от устаревшего морально, безрадостного снаружи и бедного внутри «Ланоса» многого требовать нельзя. Достаточно того, что это нормальный автомобиль, который позволяет владельцу чувствовать себя человеком. Уже поэтому он гораздо лучше любых отечественных машин и, безусловно, стоит своих денег. Более того, у «Ланоса» есть козыри даже против основных конкурентов-иностранцев – «Нексии» и «Логана».